Фильм о распавшейся семье, трагическом повороте судьбы, материнской потере и мировом терроризме.

завязка сюжета


Хороший фильм, с интересными идеями, но... =\ Всё могло бы быть гораздо лучше, почти что шедеврально.

подробнее

Первые полчаса вообще смотрятся, как отдельный, самостоятельный сюжет какой-нибудь короткометражки, экранизации того, что называется женским романом. Тема - одна из классических: "любовная лодка разбилась о берега быта". Правда, муж здесь не такой уж засранец, как закадровым голосом называет его жена. Всё же отлучки по экстренным вызовам, обезвреживание бомб - это не кутежи с друзьями, алкоголь и домашнее рукоприкладство. На этом месте можно развести немножко демагогии, но это лишнее, потому что сама по себе история - давно отработанный шаблон, где в конце героиня неименуемо должна найти утешение от бытовой тоски и других жизненных несправедливостей в объятиях другого.

А взрыв - это не просто теракт, но наказание свыше и заключительная мораль всей истории. Что имеем - не храним, потерявши - плачем.

То, что происходит сразу после этого, чуть было не становится самодостаточной сюжетной линией. Любовник, журналист Джаспер Блэк не откидывает от себя женщину, а едет с ней на место теракта, а потом и навещает её в больнице!



Глядя на это начинаешь думать, что отняв сына и мужа, с которым не сложилось,судьба дает героине компенсацию. В жизни всякое может быть и, возможно, мимолетная связь превратиться в настоящую любовь, а сам любовник станет преданным и заботливым мужем, какого и хотела главная героиня.

Но сценарий идет по другому пути и связь молодой женщины с Джаспером разрывается, едва возникнув. Причина этого в конкретном эпизоде на скрине вполне понятна, более того, после драматичного диалога персонаж Джаспера вообще мог исчезнуть из сюжета, правда, этот вариант просто убил бы несколько второстепенных линий, которые непременно должны были воплотиться на экране так, как это задумывала автор.

Побочные сюжеты:

- Джаспер начинает собственное журналистское расследование, чтобы выяснить причину сокрытия властями имен виновных во взрыве террористов. То, до чего он докапывается, в какой-то момент смотрится практически заговором спецслужб. Люди, сидящие в тени, загодя знают где находится тот или иной исламист, знают спецслужбы и о готовящихся терактах, но... используют эту информацию по назначению лишь тогда, когда это согласуется с интересами закулисья. Политики дергают за ниточки, а на местах гибнут люди - чьи-то братья, чьи-то сестры, чьи-то мужья и жены, чьи-то сыновья и дочери.

Впрочем, на вопросы журналиста находится и другой ответ. И тут уже нет щекочущей нервы конспирологии, есть жестокая правда тех, кто служит невидимым кордоном между обществом и хаосом. Борьба с терроризмом - это война, а война не бывает без жертв и схема анти-террор-расследований может быть порой настолько сложна, что приходиться скрипнуть зубами и дать погибнуть нескольким сотням или даже тысяче людей, но предотвратить десятки тысяч жертв в будущем. Суровая и вполне понятная логика, правда, главной героине и другим людям, потерявшим родных из-за таких взрывов, им от этого не легче.

- Небольшая и довольно странная часть сюжета, где героиню начинает опекать коллега мужа.



На первый взгляд всё так, как должно быть. Мужчина практически обязан проявить такую заботу, особенно, учитывая его профессию - силовые органы, охраны правопорядка и общества. Правда, совсем скоро мужественный персонаж превращается в льстивого и нахального мужика, добивающегося вдовы того, кому приходился другом.

Да-да, жизнь такая штука и порой случается, как в песне:

Друг ты мой единственный
Где моя любимая
Ты скажи где скрылася
Знаешь где она
Друг ответил преданный
Друг ответил искренний
Была тебе любимая
Была тебе любимая
Была тебе любимая
А стала мне жена


Только до брака в данном случае не доходит, потому что сюжетная линия обрывается на драматичном моменте, оставляя неприятный привкус.

- Через Джаспера главная героиня узнает имена жены и сына одного из террористов. Придя в нужное место в
нужный час женщина видит как мусульманка в хеджабе встречает из школы сына-подростка. Какие чувства могут возникнуть у человека, когда перед ним проходят живые и здоровые родственники убийцы? Ужас от того, что кажется несправедливостью? Почему они живы, а кто-то родной - мертв? Возможно, ужас смениться ненавистью и немыми проклятиями в адрес тех, кого не должна держать земля? Нет, в нашем случае всё гораздо благороднее. В сущности, за короткое время на экране разворачивается почти что дружба матери потерявшей сына и подростка, потерявшего отца.



Это очень интересный ракурс на тему терроризма. Ведь переживать за погибших и их родственников - это естественно, а посмотреть на положение тех, чей муж и отец взял бомбу под куртку, пришел на точку и нажал кнопку - эту тему решиться развить не каждый.

Я сказал про решимость не случайно, потому что, когда авторы фильма просят сочувствия мусульманской вдове и её мальчику, кто-то может расценить это, как глумление, цинизм или даже насмешку над жертвами терактов. Тут нельзя спорить, возражать и что-то доказывать, благо и фильм не старается это делать. Если в начале этой линии автор просит немного сочувствия, то в конце и мусульманка, и её сын просят прощения у главной героини и вместес тем, у всех, кто потерял кого-то в одном из терактов, "прославивших" конец двадцатого и начало двадцать первого века.

Основное:

В принципе, каждый из трех перечисленных выше сюжетов мог бы стать ядром отдельного фильма. Расследование Джаспера можно было бы развернуть в хороший политический детектив-триллер, притязания коллеги мужа к вдове запросто могло бы стать полноценной мелодрамой с элементами того же детектива и триллера. И, наконец, тема судеб родственников террористов -это как будто бы заготовка полноценной драмы, которая (чем черт не шутит?) могла бы претендовать и на "Оскар"!

Но это лишь мои фантазии, когда на деле все эти линии - лишь приставки к основному сюжету, к драме молодой матери, потерявшей своего ребенка, и обращение этой матери к... главе Аль-Каиды Осаме бен Ладену.

Жизнь идет своем чередом, пронося перед взглядом и проблемы, и радости, но потом, в один миг, всё меняется - резкий поворот за которым, кажется, и нет дороги, только зияющая пропасть - пустота. Примерно так и чувствует себя главная героиня после теракта. Когда первая волна горя и ужаса проходит, приходят воспоминания и даже галлюцинации. Чтобы отвлечься от них, выплеснуть себя куда-то, она пишет письмо главному террористу.

Моя бабушка говорила, что Гитлер оказал нам услугу, когда бомбил Лондон. Его бомбы превратили район в пустырь, потом здесь построили эти высотки. Лондон сгорел тогда в языках дикого пламени. "Благодаря Гитлеру" - сказал она - "из нашего окна красивый вид на дома георгианской эпохи на другой стороне улицы, куда бомбы не попали."

И снова, как и в линии с вдовой и сыном шахида, здесь нет упрека и тем более ненависти. По ходу того как закадровый голос читает текст письма, создается ощущение, что мать потерявшая сына обращается не к убийце, а к некой, почти абстрактной силе природы. Этот эффект еще более усиливается от того, что героиня весь фильм безымянна, а бен Ладен представлен только именем, без фото и какой-либо дополнительной информации.

В итоге получается, что автор фильма написала письмо не от человека к человеку, а от созидающей силы, какой многие века была представлена именно в образе матери, к противоположной, разрушающей
силе, урагану, налетающему внезапно и не ведающему, что творится от его усилий.

Лондон - это город, который был построен на руинах, Осама. Он оживал огромное количество раз, его ровняли с землей ураганы и наводнения , опустошала чума, даже Гитлер не смог с ним покончить. Я, как Лондон, Осама. Я - весь мир, забрасывай меня бомбами, но я всё равно оживу и стану сильнее.

Кажется, как будто говорит не женщина, а сама природа, имеющая упрямое свойство возрождения после
стихийного бедствия! Патриоты Британии могут даже сказать, что это вызов Англии к своему врагу и призыв к враждебной силе, чтобы та нашла в себе силы измениться и уйти с пути разрушения.

Почти шикарно. Именно "почти", потому что имею в наличии две субъективные "тапки" =\

1) Письмо само по себе - чистое благородство, но это не вяжется с первым получасом фильма, где героине можно посочувствовать, но не более. В конце концов, измена и левые связи в той или иной мере осуждались
практически всегда. В итоге начало фильма и последующие события дают излишний смысловой контраст. Почему? Потому что обращение матери - это воззвание к человечности, напоминание о семейных ценностях и т.п. И поэтому, в начале фильма гораздо лучше бы смотрелась скорее счастливая, чем без пяти минут распавшаяся семья.

2) Начиная с момента теракта и до конца молодая мать не может найти себе места от потери ребенка, но при этом ни единого раза не вспоминает о муже! Нет, я помню,что у них была не самая счастливая семья и по сути настроение женщины было близко к разводу, но... Ведь как часто бывает, что при гибели какого-то не сильно любимого/симпатичного нам человека, мы замолкаем и вспоминаем прошлое, дни и часы, когда всё было хорошо, солнечно и радостно. Потом уже снова вспоминаются обиды, возвращается привычная суета, а страница жизни переворачивается, стирая и хорошую, и плохую память о человеке почти до нуля. Но всё это по прошествии времени, а фильм рассматривает ситуацию сразу после личной трагедии =\

Ближе к концу сценарий дает светлую сцену, которая по своей сути очень похожа на концовку "Искусственный разум" Стивена Спилберга. Мать и дитя, яркий свет, радость и ни единого воспоминания о муже. Погибший сапер появляется только спустя несколько минут, но ему отводиться лишь скромная роль сопровождающего своего сына из этого мира в иной. Всё! Остается либо обвинить героиню в злопамятности, либо автора сценария в субъективности. Видимо, Шэрон Магуайр принадлежит к числу женщин, думающих о мужчинах по образцу "сунул, вынул и пошел"...) Потому главная героиня и не вспоминает о муже (зачем нужно вспоминать засранца?), а обозначившийся несколькими положительными штрихами Джаспер появляется лишь для того, чтобы уйти.

Хотя нет. Вру! Джаспер снова возникает, в самом-самом конце и, кажется, на этот раз его появление означает кое-что бОльшее, чем визит-на-пять-минут. Заключительные кадры линии Джаспера мимолетны и второстепенны по сравнению с закадровым голосом героини, зачитывающей для зрителей последние строки письма-воззвания, но при этом зрителю дают понять, что история отношений журналиста и безымянной
героини не закончена. Какими будет эти отношения - неважно к тому же - это совсем другая story..)


@темы: фильм, мелодрама, терроризм, рецензия, драма