
Фильм номинант премии "Сезар", номинант европейской киноакадемии, призёр фестиваля в Токио и прочая, и прочая!
Перед тем как говорить о самом фильме, хочется дать быстрый список лент на похожую тему т.е. проблемы парализованных инвалидов.
читать дальше
...а в душе я танцую - подросток инвалид с помощью чуть менее больного друга пытается доказать, что инвалиды должны и могут жить нормальной жизнью.
Море внутри - Очень грустный фильм. Активный и жизнерадостный мужчина становится паралитиком в результате несчастного случая. Будь он другим человек, может быть, пусть и с болью, но сумел бы приспособиться к новой жизни. Но в его теле бьется всё тоже сердце, которое требует движения и простора. Ничего этого нет, потому главный герой принимает решение добровольно уйти из жизни и пытается убедить в этой необходимости тех, кто рядом.
Скафандр и бабочка - успешный редактор журнала становится парализованным в результате приступа инсульта. Паралич не просто силён и обширен, он практически всеобъемлющ! Главный герой не может двигать ничем, кроме глазных век. Через какое-то время именно через моргание он налаживает связь с теми, кто его окружает и даже пишет мемуары.
Конечно, есть и другие фильмы с той же темой, но я не хочу рассуждать о том, чего не видел.
"1+1" несколько отличается от своих собратьев. Хотя бы потому, что те фильмы, которые описал выше, - это драмы с переходом на трагедию, а "Неприкасаемые" - ещё и комедия.
Завязка сюжета
В Париже живёт богатый аристократ Филипп. Он - эстет и, как и многие из нынеших богатых, экстремал - увлекается парапланеризмом. Один из таких полётов окончился неудачно. Результат - перелом шейных позвонков и паралич. До состояния персонажа из "Скафандр и бабочка" Филипп слава Богу не дошёл. Он может вполне нормально говорить и немного двигать головой, но на этом всё и кончается.
Из-за своего недуга он одинок: около него только слуги, родственники, которые пытаются сделать вид, что их заботит его болезнь и дочь-подросток, оставшаяся от покойной жены.
Те деньги, что у него есть, вполне исправно дают ему возможность пользоваться благами современной медицины, но, кроме тех врачей, которые пришли, оказали помощь и ушли, нужен ещё такой человек, чтобы всегда был рядом. Сиделка? Не совсем. Главное для Филиппа - моральная совместимость, проще говоря - дружба

И на этом аккорде к нему, вместе с другими соискателями, приходит афро-европеец Идрис. Чернокожий не имеет ни малешшей квалификации и по сути не имеет даже желания ухаживать за парализованным, ему (в силу бедности) позарез нужно пособие по безработице. А пособие можно получить лишь, наработав себе хоть какой-нибудь стаж. Вдобавок Идрис имеет немеренное количество оптимизма и юмора.
Congratulations! Его берут на работу!
подробноЕсли говорить честно, я ожидал, что комедийная часть фильма будет более мягкой и изящной. Именно поэтому где-то половина фильма мне сильно напомнило сюжет ситкома "Моя прекрасная няня", только няня - чернокожий мужчина и нанимают его не ради детеё, а ради больного, но взрослого человека. Сходство добавляет и сцена знакомства, когда у Идриса спрашивают рекомендации, а он блефует и пытается изобразить, что по этой части у него всё ого-го

Я понимаю, что создатели фильма хотели не просто насмешить людей, а воодушевить их. Хорошая идея, но в паре-тройке моментов, как мне кажется, они всё же перебрали!
- Когда Идрис нечаянно проливает немного горячего чая на ногу Филиппа. Тот, понятное дело, ничего не почувствовал, а Идрис искренне удивляется и экспериментально льёт на ногу ещё кипятку! >_<
- Идрис и Филипп сидят в опере. Начинается ария персонажа в костюме дерева. Идрис показывает пальцем на сцену, удивляется костюму и смеётся, что дерево поёт. Потом ещё смеётся, что опера на немецком языке и идёт аж 4 часа. Как-то слишком глупо смотрится....
Идрис - один большой контраст со своим хозяином. Филипп - эстет, Идрис - ничего не смыслит в классической музыке и авангардной живописи (по части такой живописи - я тоже

Встреча двух таких противоположностей в кино обычно означает, что каждый из них должен внести какие-то перемены в жизнь другого. В нашем случае Идрис практически сделает инъекцию радости и свободы в жизнь Филиппа, а тот немного смягчит его нравы и своими деньгами даст путёвку в жизнь.
Но это всё общие фразы, главное другое - почему, выбирая работника, аристократ выбрал именно Идриса? Ведь вскоре после наёма один из близких знакомых Филиппа прямо говорит, что чернокожий не чист перед законом - наркотики, мелкие кражи.... Жизнь Филиппа может быть в опасности при таком работнике!
- Он же обращается с тобой не как с больным...
- Вот именно! Идрис ведет себя так, будто я здоровый. Он уже несколько раз протягивал мне газету, забывая о параличе. Мне плевать, кем он был, главное, что у него есть голова, руки и ноги на месте.
Заслуга Идриса не только в чувстве юмора, а в обращении с паралитиком, как с равным, вполне себе здоровым человеком. И вот тут я могу подтвердить мысль фильма лично т.к. знаю по жизни больных людей. Кто-то из них хочет только жалости и утешения, а кто-то просто общения и полноты жизни таких, будто никакой болезни и нет вовсе! Каждая лишняя жалость болезненна для таких людей и воспринимает не с благодарностью, а с неприязнью по той простой причине, что жалость другого человека лишний раз напоминает о недуге и лишениях или даже воспринимается, как унижение. Тело может быть больным, но разум часто остаётся здоровым. Из-за болезни личность таких людей можно сказать заперта в своём же теле. Как тут не вспомнить упомянутый мной в начале фильм "Скафандр и бабочка"? Больное (и тем более парализованное) тело - тяжелый неповоротливый или вовсе неподвижный скафандр, а разум - лёгкая бабочка, крылья которой жаждут полёта.
Еще кое-что...
На том, чтобы в первую очередь сделать фильм комедией, а не драмой усиленно настаивал сам Филипп Поццо ди Борго. Он не хотел, чтобы основанный на его жизни фильм стал историей сострадания и жалости. (с) КиноПоиск
делают комедию в фильме уже совсем другой. Фильм не только о позитивном подходе к жизни, а в первую очередь самоирония сильного человека т.е. настоящего Филиппа.
Можно быть сильным и делать всё, чтобы быть независимым, но ещё больше силы требуется, чтобы посмеятся над собой же. За это фильм и Филипп ди Борго, как и другие подобные ему люди, как минимум заслуживают уважения, не говоря уж о большем!
ps. В конце, во время титров, есть маленькая сцена с настоящим Филиппом и его опекуном-арабом

@темы: фильм, комедия, французское кино, биография, рецензия, трагикомедия, драма