Дублированный трейлер
Завязка сюжета
США. Штат Пенсильвания. Обычный американский пригород с уютными домиками для среднего класса. По случаю Дня благодарения семья Доверов в полном составе приходит в гости к своим друзьям, семье Бирчей.
Мужчины готовят раскладной стол, их жены стряпают на кухне, а младшие дочурки Анна и Джой убегают на улицу побегать и поиграть.
Проходит время, девочкам пора бы уже вернуться домой, но... Праздник становится началом кошмара, когда на зов родителей отвечает только тишина. Доверы и Бирчи спешно обыскивают все комнаты в своих домах, поднимают на уши соседей, но всё бестолку - Анна и Джой исчезают без следа, а единственной зацепкой становится странный фургон, стоявший на улице в то время, когда еще ничто не предвещало беды, и успевший уехать в неизвестном направлении до того, как начались поиски.
Взявшийся за дело детектив Локи вскоре находит тот фургон и надевает наручники на его владельца, умственно отсталого Алекса Джонса. Кажется, еще немного и дело будет закрыто, извращенец сядет за решетку, освобожденные девочки смогут вернутся к своим родителям и постепенно жизнь сможет войти в свою привычную, мирную колею... Но происходит обратное: эксперты полиции не находит никаких улик в фургоне, подозреваемый упорно отрицает свою вину и, в конце концов, начальник детектива Локи приказывает выпустить Алекса Джонса на свободу.
Всё ровно так, как надо, потому что полиция не имеет право удерживать человека из-за беспочвенных, бездоказательных подозрений. Судьба похищенных детей важна, но первее всего - буква закона. Всё правильно, но родителям девочек от этого не легче.
В тысяче других подобных случаев ничего из ряда вон выходящего бы не произошло, но... Терпению Келлера Довера приходит конец, он больше не может просто сидеть и ждать. он должен что-то сделать для своей малышки. Должен, даже, если для этого придется перейти грань и самому стать, по сути, преступником...
Первой замеченной мной информацией об этом фильме стали пара новостных заметок ноября 2012 и мая 2013. В то время как раз снимался, а затем и готовился к выход у эфир второй и по совместительству последний сезон сериала "Связь", где в одной из главных ролей играла Мария Белло. Отработав контракт в компании с Кифером Сазерлендом и отметившись в комедии "Одноклассники 2", актриса вошла в творческую команду детективного триллера, сценарий которого с 2009 года числился с "черном списке" лучших неспродюсированных и всё это время усиленно дорабатывался автором, чтобы, в конце концов, воплотиться на экране.
Другим важным приобретением кастинга стал Хью Джекмен, в послужном списке которого прописан широкий жанровый диапазон - от романтической комедии и семейной фантастики до фэнтезийного боевика и детективного триллера. Его окончательное утверждение на роль стало хорошим вкладом в маркетинг проекта, а разноплановый актерский опыт послужил залогом будущего признания фильма зрителями и особенно критиками.
В общем, я не мог пройти мимо и скачал рип, как только появилась возможность. Оставалось лишь дождаться подходящего для просмотра настроения и оно пришло, когда за окном было также пасмурно, как и в фильме.
Подробно
Много чего хочется сказать, но постараюсь описать самое главное без спойлеров. Всё-таки "Пленницы" - это детектив, а суть хорошего детектива - это тайна, которая должна остаться таковой даже после знакомства с самой подробной рецензией какая только может быть.
Атмосфера
То, что царит здесь от начала и до конца. Как только проходят кадры с логотипами всевозможных компаний, участовавших в производстве фильма, над головой простирается небо, от края до края затянутое мрачные тучами, из-за которых не выглядывает ни одного солнечного лучика. Если опустить глаза и посмотреть по сторонам, кажется, что люди под этим небом живут вполне себе обычной жизнью: учатся в школе, дружат, влюбляются, женятся и выходят замуж, рожают и воспитывают детей, веселятся на праздниках и строят планы на будущее, части которых не суждено сбыться... Всё потому, что привычная жизнь - своего рода иллюзия, над которой нависает махина невообразимого кошмара. Этот кошмар давно бы уже поглотил и раздавил бы всех живущих как ни в чем не бывало людей и все их чаяния, если бы не был отделен от них тонкой и хрупкой границей безмолвия.
Позже, когда зло находит своих жертв, а цепь событий обретает своё начало, тоже безмолвие оборачивается против потерявших сон родителей и полиции. Да и какой может быть сон, если только и хочется выбежать из дома и обойти все окрестности, звать, звать и снова звать своего ребенка? Вдруг случится чудо и на очередной отчаянный зов ответит родной голосок? Или, может быть так, что полиция проявит чудеса профессионализма и найдет девочек, едва начав расследование? Возможно, уже через секунду или минуту раздастся телефонный звонок и... всё. Невыносимому ожиданию придет конец, рождающиеся один за другим в воображении ужасы мигом обратятся в ничто, ребенок вернется в родной дом, а затем пройдет какое-то время и жизнь пойдет своим чередом?
Нет, все эти надежды напрасны, а мольбы безответны. Тишина глушит любой зов, туман скрывает ответы, а дождь смывает следы.
Если правосудие бездействует...
Вот она - самая напряженная (помимо концовки), жестокая и провокационная часть фильма. Обстоятельства дают в руки родителей и полиции тоненькую ниточку на обратном стороне которой могут быть похищенные девочки или же на той стороне ничего нет и никогда не было, а сама ниточка - ложный след. Если так, к чему полиции терять время, да еще и рисковать получить иск от матери Алекса Джонса? К чему верить ставшему неадекватным под давлением ситуации отцу, утверждающему, что он слышал от подозреваемого то, чего никто вокруг не услышал?
Механизм полиции работает безупречно, в точном соответствии с законом и здравым смыслом, но в итоге только вставляет палки в колеса своему же сотруднику и практически отталкивает от себя поставленного бедой на грань срыва отца. В результате детектив, до той поры не знавший провалов, вынужден пройти испытание отчаянием и беспомощностью. Да, Локи продолжает служить в полиции, всё так же ведет расследование и при всех разногласиях с начальством в процессе работы постоянно ощущает за собой надежный тыл, весомую силу и возможности, и всё же... И всё же нависшее над миром зло выстраивает вокруг него такой лабиринт, что бывалый детектив едва не признает своё поражение.
Чего уж говорить о Келлере Довере, за спиной которого только жена, оказавшаяся из-за похищения дочери на грани безумия, сын-подросток и друг, на поверку не способный что-либо решать в критической ситуации и способный лишь идти в фарватере чужой воли.
Отсутствие опоры и какой-либо возможности повлиять на ситуацию - с одной стороны; и хищный мрак неизвестности, скрывающий под своим пологом, а, может быть, и уже убивший девочек - с другой. Вот те силы, которые настойчиво и методично точат душу Келлера и добавляют градус его отчаянию, чтобы оно перелилось через край, породило невыносимую боль, а та в свою очередь зажгла бы ярость и уничтожила бы всякую жалость к тому, кто вероятно стал причиной всех событий. Тем более что загадочное, упорное молчание терпящего все пытки Алекса Джонса прерывается лишь короткими, подстегивающими на худшие подозрения фразами.
Что тут сказать? Одно зло породило другое? В попытке добиться справедливости совершено преступление едва ли не более жестокое?
Пробежавшись по рецензиям и отзывам в сети, можно увидеть как разделяются мнения зрителей: кто-то понимает выбор Келлера, кто-то считает произошедшее недопустимой и непростительной мерзостью. Вопрос открытый. Ведь для этого и снимался фильм, чтобы зритель хотя бы минутку задумался: допустим ли самосуд, да еще над тем, чья вина не доказана, и допустима ли жестокость во имя блага? Только надо помнить, что легко осуждать или оправдывать сидя на диване в безопасности своей квартиры, без родительского опыта за плечами и без знания того личного предела, за которым разум по сути утратит контроль над действиями.
И в США, и в России уровень преступности... скажем так, оптимистичного в этом направлении мало, да и работа слуг правопорядка далеко не всегда такая, какой должна быть. В одном случае полиция не придаст значения зову о помощи, уделит делу минимум ресурсов, а потом и вовсе отправит всё в долгий ящик. В другой раз правопорядок даже прикроет и отмажет винованого, дав отворот-поворот потерпевшему или родственнику потерпевшего. Ну и что в таких случаях людям делать? Стерпеть, задушить в себе гнев, проглотить слезы, смириться с тем, что мир несправедлив и попытаться жить дальше? Может быть, образно выражаясь, начать бить в колокола, привлекать в делу дополнительные силы: частых детективов, адвокатов или каких-нибудь вышестоящих лиц, способных одним словом расшевелить ситуацию? Или же забыть о полиции, забыть о властях и взять всё в свои руки, пойти против зла своим, пусть даже и жестоким методом, то есть стать мстителем, который, конечно, будет вне закона?
Первый вариант самый вероятный для большинства людей просто потому, что чаще всего даже при самом горячем желании и большой боли силы и возможности одного человека слишком малы. Второй вариант хорош и правилен, но и тут нужны силы, а также связи и деньги. Третья - это либо фантастика, либо жестокая реальность, приблизительно такая, как и показано в фильме.
Тайна, что внутри лабиринта.
Напряженную развязку истории Аарона Гузиковского можно назвать классической т.е. выполняется десятое правило детектива: "Преступник должен быть одним из наиболее или менее значительных действующих лиц, хорошо известных читателю". Поэтому для искушенного в жанре зрителя угадать настоящего преступника будет достаточно легко. Также, если внимательно наблюдать за ходом событий и душевными мытарствами Келлера можно догадаться и о мотивах похищения. Впрочем, я не хочу называть такую относительную предсказуемость минусом, потому что положенная в основу сюжета и органично в него вписанная причина всех зол может быть на самом деле масштабнее рамок одного жестокого преступления совершенного одиночкой или группой психопатов. Если смотреть через призму задумки Гузиковского, многие мрачные и трагические события в нашем мире могли бы иметь своё начало в в одном короткой фразе, которую услышал Келлер Довер в конце своего пути.