12:53 

Лиз Дженсен "Вознесение" (2011)

strannik_meg_zvezd


На что я рассчитывал, когда начинал читать книгу? Привлеченный синопсисом о враче-психиатре и пророчащей глобальный бедствия пациентке, я ожидал что-то вроде эпизода сериала "Секретные материалы" только без агентов Малдера, Скалли, Доггета и Рейс. Что я получил? Кхм... Скажем так, Лиз Дженсен пыталась...


В чём соль противопоставления научного мышления и непостижимого? В том, что в таких сюжетах и основанная на фактах научная логика, и не требующая объяснений вера в явления за гранью познания проходит испытание не прочность. Персонаж-скептик в таких сюжетах на то и скептик, чтобы НЕ поверить в невозможное сразу же. И поэтому зритель или читатель вполне имеет право рассчитывать либо на описание постепенную, возможно, даже мучительную психологическую метаморфозу скептика, либо на логическое обоснование аномального, паранормального, сверъестественного.

(Далее спойлеры)

Вот только Лиз Дженсен видит столкновение вышеописанного по своему... Поэтому врач-психиатр арт-терапевт Габлиэль Фокс начинает верить своей пациентке после первого же (!) сбывшегося предсказания, упорствуя исключительно для вида. Второе воплощение в реальность пророчества проходящей терапию электрошоком и вовсе заставляет Габриэль отбросить какой бы то ни было скепсис и начать "воевать" за то, чтобы мир узнал о грозящей ему опасности.

Также быстро проникается ясновидением любовник главной героини, физик Фрейзер Мелвилл. Всё потому, что и сами пророчества, и загадочные рисунки содержащейся под неусыпным контролем Бетани Кролл кажутся ему не бессмысленным бредом чокнутой психопатки, а интересной головоломкой. Разгадка головоломки по его "экспертному" мнению должна открыть не способ, каким Бетани водит за нос легковерных, а то, каким образом обвиняемая в жестоком убийстве матери чувствует предпосылки климатических и геологических процессов! В конце концов, загоревшись человеклюбием, они вместе собирают компанию занятных личностей, каждой из которых суждено пусть не сразу, но быстро проникнуться катастрофическим грядущим. Единственным же посетившим страницы книги настоящим скептиком можно назвать только босса главной героини. Ему одному автором было доверено совершит настоящий подвиг - ткнуть подчинённую носом во всемирную сеть, на просторах которой over 100500 сайтов как со сбывшимися, так и с пустыми предсказаниями всех жаждущих на авось ткнуть пальцем в небо. Всё! Простите, Малдер и Скалли, о чём бы вы там вечно спорили, здесь оно упрощено до безобразия.

А почему упрощено? Потому что автору нужно было пространство для драмы! Драмы героически работающей в состоянии затяжной депрессии Габриэль Фокс, пережившей незадолго до начала развития сюжета автокатастрофу, в которой погиб её любовник и нерождённый сын, а она сама оказалась парализована ниже пояса. И драмы шестнадцатилетней, истыкавшей родную мать до смерти отвёрткой дочери сектанта-проповедника Бетани Кролл.

ОК, история Бетани меня тронула, но в тоже время я должен признать, что она шаблонна и по сути является памфлетом против тех верующих, что в своём фанатизме превращают добро во зло, а любовь в ненависть. И единственная её оригинальность в нарастающей по ходу текста глобальной эпичности. Я могу ошибаться, но в большинстве случаев вымышленные психопаты предсказывают что-то достаточное мелкое вроде убийств, например, а не взаправдашний для вымышленной реальности планетарный катаклизм.

Кстати, за реализованную миссис Дженсен версию очередного конца света книге, действительно, нужно дать плюс безо всяких... Потому что у нас уже были падения метеоритов, чёртова кучв эпидемий, извержения супервулканов и само собой ядерная война, когда идея Лиз Дженсен вроде бы достаточно оригинальна. И без понятия насколько описанное правдоподобно, об этом пусть судит тот, кто в теме.

За историю Габриэль я бы, наверное, тоже мог бы дать плюс автору! В конце концов, нечасто происходит так, чтобы своим замыслом драматург старался обратить внимание читателей в том числе на физические и психологические проблемы инвалидов-колясочников. И тем более не часто происходит так, чтобы инвалид-колясочник был в центре сюжета, а не где-нибудь на втором плане, и повествование шло бы не от третьего лица, а от первого! Я бы несомненно дал бы за это плюс книге, если бы миссис Дженсен не вздумалось дать начало жизненным передрягам мисс Фокс на белыми нитками шитом нелогичном фундаменте! Честно, от неслабого авторского допущения рассыпается, если не всё, то многое. В дальнейшем же задушевные переживания женщины, которой бы не в чужих помутившихся рассудках копаться, а с собой разобраться, просто-напросто теснят и давят то самое, чем привлекает синопсис. Добиться гармоничного сочетания нарастающего в своём темпе и масштабе сюжета с драмой хотя бы даже одного персонажа нелегко, действительно, непросто. Вот и Лиз Дженсен попыталась, да не шмогла.

ps. Последний тапок уже не в книгу как таковую, а в скачанную мной электронную версию. Не знаю кто перепечатывал текст, какой программой и с каким знанием дела преобразовывал в fb2, но по ходу чтения мне пришлось мириться с огромным (!) количеством пробелов, отделяющих не слова, а отдельные слоги друг от друга. Также более чем достаточно обратного, когда два слова, между которыми должен быть либо обычный пробел, либо дефис, прямо-таки сливаются в экстазе =\ Процесс чтения от этого не то чтобы мучительный, но...

@темы: драма, апокалипсис, английская литература, книга, отзыв, психиатрия, мистика, мелодрама

URL
   

Читатель, зритель, геймер.

главная