15:03 

"Создатель звёзд", Олаф Стэплдон (1937)

strannik_meg_zvezd


Несомненное достоинство книги - это её концептуальность. В некотором смысле "Создатель звёзд" напоминает научно-популярный фильм канала "National Geographic" - "Путешествие на край вселенной". Всё начинается с нашей родной планеты Земля, затем перемещается на Луну, к ближним и дальним планетам Солнечной системы и к Солнцу, а затем уносится в просторы космоса, чтобы обозреть звёзды, затем галактику, скопление галактик и, наконец, вселенную!


Также роман Стэплдона похож на произведение Немо Рамджета "Все грядущие дни". Последняя книга уникальна тем, что по сути является хроникой истории человечества, человеческого генома с момента начала освоения Марса и на миллиард лет тому вперёд.

Фильм "National Geographic" описывает вселенную в астрономическом ключе. "Все грядущие дни" помимо описания постоянных естественных и искусственных трансформаций культур иных миров описывает причудливую, нередко выдающую самый настоящий гротеск и сюрреализм биологическую эволюцию привычного нам двуногого двурукого розовокожего прямоходящего человека.

"Создатель звёзд" подобен и в то же время отличен от упомянутого фильма и книги тем, что путешествующий и в пространстве, и во времени телепатически, а не на корабле или с помощью какого-то телепорта безымянный англичанин в основном сосредоточен не на астрофизике, не на строение тел разумных и даже не на политической трансформации инопланетных сообществ из дикого хаоса к утопии, а на развитии культуры, взаимопонимания и духовности.

По причине последнего книгу не рекомендуется читать атеистам-материалистам. Потому что первая глава - это довольно банальные, идущие в никуда размышления о смысле жизни маленького человека в великих просторах вселенной. Затем писавший строки в 1937 году, то есть в канун огненной бури Второй Мировой войны, автор посредством летающего душой и разумом от звезды к звезде, описывает общества стоящие перед теми же социальными, культурными и духовными проблемами, какие стали испытанием человечеству в первой половине двадцатого века. Покончив с политикой, автор переходит в самому важному, к тому ради чего и задумывался "Создатель звёзд".

Духовный или, выражаясь языком книги, умственный прогресс, неразрывнейшим образом связанный с телепатическим общением. Именно благодаря телепатии личность в романе становится единым целым со множеством, составляющих общество личностей и в тоже время не теряет своего уникального "я". Постепенно, на протяжении веков, тысяч и миллиардов лет телепатия создаёт единое целое из хаоса, постепенно образуя самый настоящий космический, вселенский разум. Разум, в котором помимо живых существ пребывают и звезды, и туманности, которым только суждено послужить материалом рождения звёзд, планет и жизни. Потому что всё вокруг на самом деле живое, своеобразным образом мыслящее и в мыслях своих устремлённое к познанию. Познанию самого себя, вселенной и Создателя звёзд, то есть Бога.

Начавшись с набивших оскомину, во многом тупиковых рассуждений, через концептуальную, но всё же банальную социальную фантастику, книга становится самой настоящей религиозной фантастикой, описывающей ни что иное, как мистическое видение устремлённого к пониманию вселенского смысла человека.

Минусы:
- Первую главу с зацикленными рассуждениями о том, есть ли в жизни конкретного маленького человека смысл и есть ли смысл во всём величии вселенной, действительно, тяжко читать.
- Где-то на переходе между социальной фантастикой и описанием духовного развития утопических миров, позже создавших духовное "я" всего космоса, автор раздражает слишком уж частым употреблением слова "ум" и его производными. В моём воображении прямо нарисовался тот самый безымянный англичанин, в чистеньком костюме тройке, с начищенными ботинками, изящными усиками и с тросточкой. Раздражал этот англичанин тем, что вёл рассказ о техническом, социально-культурном и духовном возвышении наблюдаемых им миром с самодовольным причмокиванием щеголя, открывшего для себя то, что "не хлебом единым живёт человек". Позже это субъективное впечатление исчезло и автор в полной мере уподобился верующему или мистику, напрягшему все свои силы во имя высшего озарения, понимания Создателя звёзд.

ps: Несмотря на всё вышесказанное книгу не стоит воспринимать, как христианскую и в частности православную. Скорее уж Стэплдон разворачивает перед читателем эзотерическую или классическую гностическую картину мира.

@темы: философия, фантастика, рецензия, космизм, книга, английская литература

URL
   

Читатель, зритель, геймер.

главная