strannik_meg_zvezd


Что такое "Жнецы страданий"? Представьте себе мир, описанный Сапковским в "Ведьмак". Чудовища и призраки житья людям не дают, поэтому нужен кто-то, кто сможет защитить. Не посланный князем, царём, королём солдат и уж тем более не герой-самоучка. Нужен специально обученный профессионал.

А теперь представьте, что было бы, если бы ведьмаками не брезговали, а благоговейно бы их почитали? Представьте, что было, если бы в крепости, где обучались подобные защитники рода людского их было бы не по пальцам пересчитать, а несколько более? С многоопытными старшими можно было бы увидеть обучающихся молодых, причем, и парней, и девушек. И ещё представьте, что было бы, если бы вместо уже легендарного Геральта читателю предлагали бы следить за становлением одного парня и двух девушек, только-только ультимативно оторванных от родного дома.

Скажите "Фу! Тот же Поттер только в профиль!" Но я отвечу, что хоть со вселенной Гарри Поттера знаком слабовато (более-менее, в общих чертах помню только содержанием первых фильмов, следующие просто не пошли, а уж книги Роулинг и вовсе не читал), но происходящее в Хогвартсе - это милая, тёплая, душевная сказочка по сравнению с сотворённым Казаковой и Харитоновой жесткачём.

В книгах о мальчике, который выжил, воплощена атмосфера английских колледжей. Да, местами, если сунешься не туда, может быть, и жутенько, но в целом чистенько и уютненько. Чего не скажешь о спартанских условиях в Цитадели, где намеренно и жестко и из парня, и из девки выбивают всякую слабость и изнеженность.

Нет тут ни девок, ни парней, лишь будущие обережники.(с)

Также хочется сказать, что хоть книжная сага Сапковского и созданная на её основе игровая трилогии и рекламируется, как славянское фэнтази, однако... Субъективно, славянство у Сапковского хоть и заметно невооружённым взглядом, но в тоже время как бы растворяется в иных культурах, вымышленных на основе европейских. В "Ходящие в ночи" славянство выраженно в гораздо бОльшей степени. Это видно и по именами (Светла, Лесана, Тамир, Зоряна, Лютый), и по речи персонажей, и по обычаям, согласно которым, например, девушка всенепременно должна быть с ткосой и в юбке, а, если иначе, если стриженная и в портах - срам страшный!

Ну и, наконец, по крайней мере в первой книге (остальное пока просто не читал) "Ходящие в ночи" свободны от какой-либо политики, которой у пана Сапковского более чем достаточно. Здесь нет королей с их армиями. Нет тайных служб, старающихся выведать всё и вся. Нет никаких тайных обществ, лож и капитулов, стремящихся к контролю над миром через официально возведённых на вершину иерархической пирамиды особ. Здесь только простые люди, клыки во мраке и те, кто встаёт меж ними, чтобы нежить не смогла пролить кровь человеческую.

Кому не стоит читать "Жнецы страданий" и последующие части? Ну хм... Разве что тем, кто не переносит девушек в числе основных действующих персонажей. Потому что открывшему книгу нужно следить за становлением паренька Тамира, который станет колдуном, девушки Айлишы, которую определят в целители, и девушки Лесаны, в которой её наставник увидит не кого-нибудь, а воительницу или, выражаясь языком книги - воя, ратника.

Раз уж я выше сравнивал "Ходящих в ночи" с сагой "Ведьмак", то, наверное, стоит вспомнить обучение Цириллы Фионы Элен Рианнон в ведьмачьей крепости Каэр Морхен? Вспомнить стоит. Вот только ведьмачье обучение Цири Сапковский даёт лишь в достаточно небольшом фрагменте сюжета. Казакова и Харитонова в гораздо бОльшей степени раскрывают все тяготы, которые приходиться выносить и терпеть девушке по мере того, как суровые тренировки среди парней превращают её из красы-девицы в воя. Усиливают картину то, что Цири с самого начала была создана Сапковским ст мальчуковым, боевым характером. Нужно учиться мечом махать и рукопашной драке? Ур-ра! Здорово! А вот Лесане, мечтавшей поначалу исключительно о девичьем, было совсем не "Ур-ра" и не "Здорово!" Но тем и интереснее читать.

@темы: фэнтази, тёмное фэнтази, славянское фэнтази, рецензия, отечественная литература, книга, драма