strannik_meg_zvezd





Россия. Наши дни. Берег Баренцева моря, мерзлый и пустынный край. Здесь, в доме выстроенном некогда еще с отцом, живет вместе с женой и сыном от первого брака автослесарь Николай. Живет тихо, скромно, без изысков и претензий, то есть точно так, как, судя по всему, жить нельзя. Наверное, именно поэтому в один из дней власть в лице мэра заявляет свои права на землю, уже определенную под нечто более прибыльное, чем жилище простого, а, значит, и совершенно лишнего на празднике жизни человека.



Что может слабый человек, стоящий против воли бездны? Возможно, лучший друг Николая, московский адвокат Дмитрий сможет стать той чудесной палочкой-выручалочкой, что восстановит справедливость и защитит очаг? А может случиться и так, что по неисповедимой воле жестокой судьбы Николай в краткий срок будет лишен всего и вся.



На злобу дня.

Фильм определенно не мусор, но никак и не шедевр. Если говорить о субъективном впечатлении, то подобный отчаянному, одинокому выкрику в толпе глухих и спящих, прямолинейный и куда менее замысловатый "Дурак" Юрия Быкова задел меня и затронул душевные струны гораздо в бОльшей степени.


Вообще занятно, что искусственная пиар-кампания почти с одинаковым энтузиазмом подогревается как либеральными гражданами, так и патриотами. Первые похоже подняли фильм на стяг за уникальную по их мнению и комплексную иллюстрацию нелицеприятных сторон российской действительности, а их идейные оппоненты и очно, и заочно заклеймили и отвергли картину за клевету, за матерщину и за водку. Ну что сказать? Мат есть. Его, действительно немало. Другое дело, что здесь он в общем к месту. Ну, или я под тридцать лет на то иммуннен :D



Вот с водкой - да, проблемка вышла... Её могло бы быть и меньше, а так уж слишком лихо и в горе, и в радости практически все задействованные по сюжету персонажи глушат горькую... Драмы то, конечно, добавляет, но и делу клюквы служит, будь здоров! Впрочем, возможно, это лишь моё индивидуальное восприятие трезвенника-интеллигента... :) Что до политики... Так по моему оценка творения Звягинцева исключительно и только, как кино-памфлета против власти в общем и путинской России в частности - это спекуляция. Актуальные маркеры времени вроде портрета ВВП и упоминания "Pussy Riot" наличествуют в кадре, но ей богу, поднимаемые Звягинцевым проблемы и вопросы гораздо шире и много старше последних политических баталий! По сути фильм даже не о произволе мирской власти и не о лицемерии Церкви; "Левиафан" - это фильм о судьбе, о тяжкой доле человека живущего над страшной бездной и под грозным небом. В конце концов, и адвокат московский, друг давнивший, и батюшка, и мэр, и остальные все - ничто, лишь следствия непостижимой воли. И в этом суть...

Был человек в земле Уц, имя его Иов;
и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удал
ялся от зла.
...

И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов?
Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него?
но простри руку Твою и коснись всего, что у него, - благословит ли он Тебя?
И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей;
только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня.


— Ну и че? Где твой Бог милосердный?
— Мой-то со мной, а вот где твой, не знаю. Кому ты молишься? В церкви я тебя не видел. Не постишься, не причащаешься, на исповедь не ходишь, свечки не ставишь…
— Если бы я свечки ставил и поклоны бил, у меня бы все по-другому было? Может сейчас начать, пока не поздно? Может жена моя воскреснет? Дом мне вернут? Или поздно уже?
— Не знаю, пути Господни неисповедимы.

Библейский Иов был непорочным, справедливым, богобоязненным и удаляющимся от всякого зла праведником, поставленный в центр скандального сюжета Николай по сути - курящий, пьющий, злой на мир угрюмый атеист. Возможно, поделом ему всё достаётся? И народ российский, дремучий и немытый все беды заслужил сполна? Ну, может быть и так, а может просто мир прогнил уже настолько, что праведность в каноничном её виде и небу не сыскать? Возможно, я заблуждаюсь, преувеличиваю и потому воспринимаю послание Звягинцева в каком-то искаженном свете, но... я никак не могу отделаться от ощущения, что в кадрах оскароносной аллегорической притчи ветхозаветная книга Иова испытала влияние апокалиптического Откровения от Иоанна Богослова.

Горе живущим на земле и на море, потому что к вам сошел дьявол в сильной ярости, зная, что не много ему остается времени" (Откр. 12:12)



Чудовищный скелет - немое свидетельство низвержение мятежного Левиафана с небес в наш бренный мир. Один Бог знает сколько мотался монстр в океанской бездне, прежде чем мрачные воды выбросили его тушу на безлюдный берег. Плоть его с тех пор истлела, а дух нечистый... пропитал собой едва ли не всё и всех вокруг. Сильные мира сего, слуги закона, многие ревнители веры и простые обыватели - все отдались его власти.



Потому прекрасный, полный жизни мир безлюден и как будто мертв. Потому в руинах одних церквей жгут костры, а вроде бы исправное служение в других превращается священниками и прихожанами в лицемерную рутину, то есть проходит без толку и без пользы.  Потому сидящие в высоких кабинетах уже давным-давно служат самим себе, а не народу. Потому в судах нельзя добиться правды. Потому лучший друг предает все надежды и рушит семью. И потому сын отрекается от той, что вошла в дом заместо родной матери.



Должен же быть этому какой-нибудь предел? Ведь не даётся испытаний свыше сил человеческих и библейскому Иову, в конце концов, воздалось всё сполна. Воздастся ли ныне? Быть может, и нет... Возможно, наш несчастный мир давным-давно уже оставлен на произвол злой воли, а потому бессмысленно искать здесь справедливость и требовать чего-то от глухих небес. А может быть, и так что небо всё-таки услышит человека и разразится буря, но будет уже поздно и в пустоту уйдет ответ.

- Я вообще не верю в Бога!
- Вот и отлично! Он в тебя тоже не верит. (с) х/ф "Легион"

Иначе говоря, пронесенное через тысячелетия, своеобразно адаптированное Звягинцевым к реалиям наших дней предание, проясняющее с определенных позиций причины и смысл зла, попущенного Богом в жизнь невинных, проникается упадочной, давящей атмосферой и фактически балансирует на грани еретического гностичества, в котором светлый образ Бога-творца опасно смешивается или даже подменяется мрачной гримасой демиурга-левиафана. Соответственно, если конкретный библейский текст проносит из века в век наставление к терпению, смирению и стойкости, то житие современного совсем не святого Иова-Николая больше походит на последнюю горькую исповедь человека, уставшего сопротивляться злу, а потому отчаявшегося, махнувшего на всё рукой и ждущего конца, к которому приговорен весь мир и все живущие создания.

- Во всем никто не виноват. Каждый виноват в чем-то своем.
- Во всем виноваты все.



@темы: фильм, фестивальное кино, трагедия, сценарий, религия, режиссёр, премия, отечественное, общество, драма