strannik_meg_zvezd


Лучший по рейтингам КиноПоиска фильм испанского режиссёра Карлоса Сауры. Победитель Каннского кинофестиваля 1976 года, номинант премии "Сезар" 1977 года и "Золотой глобус" 1978 года в номинации "лучший иностранный фильм". Арт-хаусная притча о зарытом в землю таланте, несчастливом браке, супружеской неверности, а также о смерти, детском страхах и детской же отчужденности...

Пролог совмещенный с начальными титрами. История Аны берет своё начало под тихую фортепианную музыку. Застывшие на фотографиях мгновения безмолвно рассказывают зрителю о рождении Аны, об её первых шагах, об играх и забавах, об отце и матери.




Фотографии не смогут передать всего, потому нужно перенестись в объемный, подвижный, переменчивый и трагичный мир, в тот день, когда в постели с любовницей умер Ансельмо - отец Аны, офицер франкистского режима. Стоя за дверью, маленькая Ана слышит страстные стоны, предсмертный хрип и ошеломленные всхлипы женщины, чей любовник внезапно стал мертвецом.



Не пройдет и минуты, как пассия Ансельмо от греха подальше сбежит с места событий, а маленькая девочка войдет в комнату к покойнику. Там она взберется на кровать, погладит бездыханного отца по голове, пару раз попробует его окликнуть, после чего возьмет с тумбочки стакан и спокойно отправится на кухню, чтобы вымыть его дочиста.




Так для уже потерявшей несколькими годами ранее мать, и теперь оставшейся без отца, молчаливой и серьезной не по годам Аны начнется новая, безбедная и вместе с тем наполненная безмолвной тоской жизнь под опекой тёти Паулины.

Как часто получается, что родитель или опекун воспитывает ребенка, старается, не жалеет денег и сил, а взамен получает лишь капризы, оскорбления и, в конце концов, просто бойкот, выстраивающий между взрослым и воспитанником непроницаемую стену? Говорят, дети - маленькие ангелы, но иногда так выходит, что сын или дочь становятся подобны коварным вОронам из испанской пословицы, непонятно зачем стремящимся злом отплатить за добро и сделать больно тем, кто всё это время вкладывал в них душу.


Вы еще слишком молоды, чтобы понять серьезность некоторых вещей (с) тетя Паулина

Детям, действительно, трудно понять многое из того, что происходит между взрослыми. Но не редко справедливо и обратное, потому уже пожившие немало лет мужчины и женщины никак не могут увидеть причины по которым невинные дети превращаются в настоящее наказание. Взрослым только и остаётся, что разбираться с последствиями, да награждать отбившихся от рук всё более и более резкими определениями. А что если можно было бы как-то посмотреть на мир глазами такого ребенка и хотя бы попытаться понять спрятанные за стеной молчания переживания? Возможно, именно для такого случая и существуют фильмы, подобные снятой в далеком 1975 году испанской драме о маленький Ане?

Нет, она не хулиганка, скорее уж наоборот: тихая, замкнутая и бОльшую часть времени погруженная в себя девочка. Можно подумать, что всему причиной внезапная смерть отца и долгие мучения матери от рака.



Всё-таки столкнуться с жестоким фактом смерти и вдобавок пропустить через себя мучительную боль близкого человека - это не слабый удар по психике, особенно для той, что сравнительно недавно появилась на свет, осознала себя и жизнь вокруг. Отчасти так и есть, но это лишь верхушка айсберга детской трагедии, остальное зритель должен увидеть и услышать сам.

Сегодня в моем окошке светит солнце
А сердце грустит
Глядя на город
Почему ты уходишь?
Как каждую ночь
Проснулась, думая о тебе
И на моих часах все время уже вышло
Почему ты уходишь?

Одна из главных особенностей замысла Карлосы Сауры в том, что всё, лишившее Ану беззаботного детства, а затем перечеркнувшее всякую веру в светлое завтра и зародившее своеобразные недетские отношения со смертью, представляет из себя своего рода мозаику, элементы которой можно обнаружить в самых разных проявлениях на всём протяжении сюжета. Всмотритесь в немую, парализованную старушку, пристально рассматривающую застывшие в бумаге и вместе с тем ушедшие с небытие мгновения прошлого.



Вслушайтесь в веселую и вместе с тем грустную песню, проходящую красной нитью через события фильма. Обратите внимание на гневные тирады скандала между еще живыми отцом и матерью Аны, а также на слова, что говорит девочка своей кукле. Прислушайтесь к тому, что говорит прямо в камеру уже повзрослевшая Ана. И когда разрозненные части сложатся в единое целое, казалось бы непростительное, необъяснимое и даже жутковатое поведение обретет очевидные причины, а отстраненное молчание Аны станет красноречивее тысячи слов.

Все мои обещания любви
Уйдут с тобой
Ты меня забудешь
Ты меня забудешь
Около вокзала сегодня заплáчу
Как ребенок
Почему ты уходишь?
Почему ты уходишь?
Почему ты уходишь?
Почему ты уходишь?





Добрый совет. В сети фильм представлен с оригинальной испанской звуковой дорожкой, с английским многоголосым дубляжем и с русской одноголосой закадровой озвучкой. Также есть английские и русские субтитры. Если надумаете смотреть фильм, не портьте себе впечатление гнусавой одноголоской, включите оригинальный звук с русскими полными субтитрами. Не пожалеете!

@темы: фильм, фестивальное кино, рецензия, испанское кино, драма, дети в кино, арт-хаус