strannik_meg_zvezd




Собака - лучший друг человека! Особенно генетически измененная собака с телепатическими способностями в условиях постапокалиптического мира. Зовут четвероного друга Бладом, а его двуногого и не самого разумного хозяина - Виком. Живут, а, точнее, выживают эти двое в 2024 году, в безлюдных пустошах, бывших когда-то землями штата Аризона.



Но ни Аризоны, ни других штатов больше нет. Ядерное пламя четвертой мировой войны выкинуло человечество из космического века в каменный. Нет больше сверкающих стеклом и сталью городов, ослепительной и бьющей в глаза всеми цветами радуги рекламы, пафосных речей политиков и денег. В новом мире иные ценности: оружие, еда, вода, да и кхм... женщины!



В поисках того, другого и, конечно, третьего, Вик с Бладом и проводят свои дни. И вот однажды в одном темном уголке запыленных просторов Блад выслеживает для Вика девушку Куиллу. Казалось бы, ничего особенно, естественная разрядка в череде одиноких ночей, но тут-то и случается любовь!



Всё хорошо, да ничего хорошего, потому что любовь жестока. Ну, а как иначе, если приглянувшаяся твоему сердцу срывается с места и сбегает в подземный город, к лучшей жизни, к вкусной еде и к уютному, чистому дому? Может ли подталкиваемый молодостью и подгоняемый гормонами парень так просто это оставить и не отправиться следом? Конечно, о подземных городах много чего и заманчивого, и жуткого рассказывают, да и верного друга Блада придется оставить на произвол судьбы снаружи, но...



Была не была и где наша не пропадала?

Фантастика, снятая в далеком 1974 году, заслужившая награды премий "Хьюго" и "Золотой свиток", а также схлопотавшая пару ласковых от автора одноименной повести - писателя Харлана Эллисона. Последнее - неприятно, но да простит меня мистер Эллисон, потому что на мой скромный субъективный взгляд фильм всё же удался и потому я рискну выключить в себе придирчивого эксперта, отложить в сторону лупу, уже было приготовленную, чтобы сверять строчку с кадром, а затем спокойно и без помех оценить фильм, как его задумывали на съемочной площадке.



Среди читающих эти строки есть те, кто играл в "Fallout 3" и "Fallout: New Vegas"? Помните Одинокого Странника, бредущего по Пустошам вместе с Псиной? А пустынный простор Мохаве и верного Рекса? Атмосферу ретрофутуризма, позволяющую посмотреть на мир будущего глазами людей из 50-х, бомжатного вида одежду, разбросанные тут и там лихие банды головорезов и, конечно, запрятанные в укромных местах пещерки, таящие в своей глубинах огромные стальные двери, призванные служить разделом между дикостью внешнего мира и спасенным островком канувувшей в лету цивилизации? Хотели когда-нибудь увидеть всё это не в игровом 3D пространстве, а в кино с живыми актерами и натурными пейзажами? В таком случае не нужно ждать съемок фантастического блокбастера навьюченного спецэффектами на сотню-другую миллионов долларов, вместо этого стоит тряхнуть вполне достойной стариной сороколетней давности.

- Если хоть один из них доберется до тебя, ты умрешь, навсегда умрешь, понимаешь?



Пост-апокалипсис - отличная площадка для тяжелых драм и крутых боевиков. Достаточно вспомнить хотя  бы эффекты кровищ-щи-расчлененки из упомянутого "Fallout" и экшн "Безумного Макса". Впрочем, не стоит вгонять жанр в рамки, потому даже самая суровая борьба за существование на обоженных атомных пламенем, пропитанных радиацией и продуваемых жестокими ветрами Пустошах оставляет достаточно места для гораздо более позитивных историй. Как раз таких, как история Вика и Блада.

Конечно, не стоит бросаться из крайности в крайность и ждать разыгранной в декорациях разрухи комедии, тем не менее уверен, что во время просмотра "улыбка без сомненья вдруг коснется ваших глаз" и, если впридачу прислушаться к пинг-ногу дружеской перебранки аризонского рубахи-парня и его пса, можно оценить заложенный в сюжет своеобразный броманс :)



- Ты когда-нибудь был внизу?
- Да.
- Я слышала, что там хорошо.
- Да, очень хорошо, только радиоактивно

А вот мы и подошли к самому главному, к самой сути, ради которой не без помощи пса-интеллектуала Блада перед нами пролистали грозные страницы специально вымышленной для повести истории.

После многих тысячелетий вооруженных конфликтов разрушительная природа человечества не смогла больше сдерживать себя. Мир оказался ввергнут в геенну атомного огня и радиации. (с) "Fallout 3"

Большинство людей обратились в прах, а выжившие, по сути стали не сильно отличны от дикарей. Но были и те, кто сохранили себя от всех лишений, зарывшись в скальные глубины и отгородившись от всего мира скорлупой из стали.



Их жизнь, наполненная многими технологическими благами старого мира, вольготна и размеренна. Все они веселы и без всякого сомнения счастливы, а, значит, недалек тот день, когда спасенные в подземном ковчеге обитатели убежища станут светочами культуры и знаний для деградировавших людей Пустоши и их общими усилиями цивилизация возродится! Так обязательно будет, должно быть, впрочем...

Впрочем, к чему этот романтический идеализм? Он здесь не к месту, потому что сокрытый под пустыней образ былого величия человечества, сливки культуры, образец порядка и образчик порядочности на поверку оказывается аляповатой, фальшивой маской, не способной не то что возродить большое общество, но даже и просто выжить без стимуляции извне.



Вот такая довольно жёсткая, актуальная и для наших дней сатира ждет зрителя в динамичной развязке. Кардинальная смена декораций фактически переносит действие в мир, каким он был до войны, но в гораздо более неестественной, сюрреалистичной форме. Череда событий ставит Вика перед принуждением к своеобразному тринадцатому подвигу Геракла, а также испытывает на разрыв незримую ниточку связи с тоскующим в пыли и одиночестве Бладом. В конце концов, может ли ветренная девчонка-интриганка быть дороже старого верного друга?



Так заканчивается история одинокого юноши и его пса, но истории человечества нет конца, ибо борьба за выживание - это война, что идет вечно. Извините, не удержался :) И мне, честно, жаль, что во вдохновленных повестью играх серии "Fallout" нет квеста, засылающего игрока в убежище, живущее порядками, подобными тем, что встретил Вик в Топике, да и собаки-интеллектуала-телепата среди напарников тоже нет. Мне кажется, что и то, и другое, конечно, при условии соответствующих договорах о правах, стало бы неплохой пасхалкой команды разработчиков к истории, давшей многое для ставшего уже классическим замысла.

@темы: фильм, фантастика, рецензия, постапокалипсис, драма, анти-утопия, PC-игры, экранизация