strannik_meg_zvezd






Драмы, исторические драмы, фантастика, детектив, байопик... Что-то давно я никакой мистики не смотрел. Этот пробел надо заполнить, тем более что среди запаса avi-шек и mkv-шек смиренно дожидался хозяйского глаза один фильм, отзывы о котором позволяли надеяться, что полтора часа жизни не будут потрачены так уж совсем зазря.


День сурка для девочки-тинейджера Лизы, живущей в доме, окруженном непроглядным туманом.



Её жизнь уныла, беспросветна и практически невыносима, потому что каждый новый день - это повторение минувшего. Каждая мелочь, каждое слово повторяется снова и снова. Отец чинит и никак не может починить машину в гараже, мать хозяйничает на кухне и указывает дочери отнести белье в стиральную машину, а младший брат... младший брат, как и полагается, действует на нервы своей сестре, выдумывая воображаемого друга Эдгара.

Вечером вся семья садится перед телевизором, чтобы в 100500 раз посмотреть новую и в тоже время уже знакомую Лизе до мелочей серию сериала, а затем приходит время ложиться спать, чтобы, забыв всё, проснуться по утру и начать всё заново, как по заезжанной пластинке.



Не жизнь, а чистое наказание! Но... Что-то происходит и засевший уже в печенках круговорот, наконец-то, дает сбой. Правда, мало что хорошего из этого получается... В некогда тихом доме одна за другой разгораются ссоры. Попытка побега из своеобразного домашнего ареста заканчивается там же, где и начинается. Вдобавок ко всему в доме начинает прояляется нечто пугающее и не от мира сего.



Жуть, от которой можно и с ума сойти. Впрочем, если постараться, можно обернуть сорвавшуюся с тормозов фантасмагорию в свою пользу, найти под покровом тьмы все ответы, а затем попробовать вырваться на свободу.




Одинокий мрачный дом, живущая в его стенах в том или ином составе семья и творящаяся в тех же стенах та или иная чертовщина. Сколько уже раз, в скольких комбинациях и вариантах - от классики жанра до слепленной на коленке несуразности - использована эта схема? Причем, последнего т.е. продукта ТВ3-Style с сюжетными финтами, очевидными с первых же минут, в разы больше, чем хоть сколь-нибудь оригинальных и потому всё-таки интересных историй.


Вот по этой причине, на тех самых решающих первых минутах, примерно на этом кадре, должном по идее щекотать нервы и внушать трепет, но вызывающем в итоге лишь тоску,...



...мне хотелось возвести глаза к небу, глубоко вздохнуть, сплюнуть в сердцах, помянуть нехорошими словами сценаристов и режиссёра Винченцо Натали, некогда снявшего знаменитый "Куб", и закрыть плеер. В тоже время среди задействованных для создания истории элементов бросилось в глаза и нечто отличное от набившего оскомину шаблона и именно поэтому...

Казнить нельзя, помиловать! (с)

А давайте подумаем чем именно согрешили пред зрительским взором штампы и заезженные сюжеты? Нет интереса смотреть что-то тысячный раз кряду? Понимаю. Только ведь сюжетный ход становится штампом потому, что, появившись некогда перед зрителем, имеет успех, потом сотню раз выходит на бис, а затем и вовсе расходится по миру тысячью почти не отличимых друг от друга масок. Но у всего есть предел, поэтому через некоторое время творческая мысль должна и попросту обязана выдать в свет нечто ранее неслыханное и невиданное.

Непростая задачка, решение которой, однако, предусматривает обходной маневр, знатно экономящий силы и ресурсы авторов. Нет, ну зачем создавать что-то совершенно новое и корпеть над росписью сюжета с чистого листа, если можно взять за основу уже засмотренное до дыр и вплести туда сюжетную нить совершенно из другой оперы. В результате получится что-то одновременно знакомое и незнакомое. Окажется ли результат этой хитрой работы без пяти минут шедевром или всех вложенных в дело усилий хватит лишь на то, чтобы новинка едва сумела выделиться из серого ряда клонов - это уже дело случая. Так или иначе "Лимб" - как раз из последних.



Классическая, камерная хоррор-история начинает движение по немного необычной для себя дорожке, обнадеживая и интригуя тех, кто уже был готов уйти от экрана, вместе с этим отдавая должное самым преданным поклонникам жанра, специально для которых, практически без ограничений демонстрируются, если не все, то многие из привычных сценарных, постановочных и операторских фишек. Впрочем, вскоре оказывается, что для завершения фильма ни то, ни другого попросту недостаточно. А потому, взятая на прокат и уже исчерпавшая себя заготовка из "День сурка" уступает место, действительно, интересному, но тоже уже успевшему в своё время посетить экран сюжетному повороту.

Тогда, в ныне далеком 2001-ом году вышел в свет атмосферный мистический триллер сценаристом и режиссёром которого был Алехандро Аменабар. До поры до времени та история разворачивалась по вполне классическим канонам, а затем живые оказались мертвыми, а мертвые - живыми. Отличный финальный финт, ставший в работе Аменабара своеобразной изюминкой, положенной сверху на без того ладный торт. Но скромна и печальна оказалась судьба "изюминки", призванной на пару с еще одним заслуженным клише, на заполнение пустот в последних страницах сценария "Лимб".



Здесь, в последнем противостоянии с тьмой за зрительское внимание, за ясный рассудок и свободу семьи Лизы сводится воедино всё то, что было заимствованно из закромов жанра. Вот так, общими усилиями фильм, наконец, обретает концовку и вместе с тем оставляет зрителя с вопросом...

Пациент скорее жив, чем мёртв, или скорее мёртв, чем жив?

Пациент и не жив, пациент и не мертв; пациент застыл меж двух миров. Серьезно! Если Вы - поклонник жанра, всегда готовый к пополнению своей коллекции ужастиков, то "Лимб" - далеко не худший выбор. В тоже время для запоминающегося просмотра в сумраке вечернем или во мгле ночной
(ну не в ясный же полдень?) лучше потратить немного времени и найти что-более оригинальное и интригующее.

@темы: фильм, ужасы, сценарий, рецензия, режиссёр, мистика, драма