strannik_meg_zvezd


За последее время подряд было просмотрено немало по-настоящему серьезных, с немалой долей трагичности фильмов, а потому настало время немного отвлечься и вывести на экран что-то раскрученное, многобюджетное и динамичное :)


Недалекое будущее. Правительству США надоело разбираться с отсталым и диким Ближним Востоком с помощью доблестных американских парней. В конце концов, за каждого погибшего или искалеченного солдата надо держать ответ перед его родственниками, а потом еще выплачивать компенсации и пенсии. В итоге выходит слишком затратно и слишком хлопотно. Куда лучше, если продуваемые горячим воздухом улицы будут охраняться боевыми роботами, запрограммированными на уничтожение террористов и уважение к мирному населению.



Сказано - сделано, и тем самым решена одна из проблем во внешней политике. Но что насчет политики внутренней? Что насчет контроля всего того преступного сброда, который имеет наглость мешать добропорядочным гражданам вести мирную жизнь? Из-за всевозможных бандитов, извращенцев и наркоторговец на улицах американских городов тоже по сути идет своя война. И в этой войне, как и на жарком Ближнем Востоке, гибнут американские парни. Дети остаются без отцов, а жены становятся вдовами. И до каких пор прикажете это терпеть? Почему Америка с её высокими технологиями не может обеспечить безопасность населения, не подставляя под удар мерзавцев десятки полицейских?

Нет. Нет. Америка может сотворить технологическое чудо! И поэтому, совсем скоро на улицах славного Детройта появится нечто невероятное - робот-полицейский! Ученые, инженеры и врачи сотворили то, что может показаться невозможным: соединили в одно робота, созданного по последнему слову техники, и живой человеческий мозг, человеческую личность! Встречайте стража закона, Алекса Мерфи, РобоКопа!




В первую очередь хочу сказать, что я спокойно отношусь к съемкам ремейков и в особенности ремейков научной фантастики. Если вдохнуть, выдохнуть и сосчитать до десяти, станет ясно, что создание новой версии сюжета никак не вредит тому, что уже стало кино-классикой, заслужило признание поклонников и критиков. Полюбившиеся кадры с той самой неповторимой атмосферой, актерской игрой и музыкой остаются неизменными и вместе с тем уже знакомый сюжет получает возможность заиграть новыми красками и подарить зрителю новые впечатления.

Конечно, сюжет сюжету рознь, поэтому удачно поставленная бытовая или историческая драма о больших и малых событиях меньше всего нуждается в переработке и переделке. Фантастика и фэнтази - дело иное. Просто потому, что съемочная группа фантастического фильма более любого художника и тем более писателя ограничена в средствах реализации задуманного. Актёрам, гримерам, костюмерам, декораторам и всем остальным приходиться всячески исхитряться, чтобы из доступного сделать невероятное и удивительное. И порой на площадке, действительно, создается нечто такое, о чем уважительно отзываются даже спустя годы и десятилетия!

И всё же годы идут, технологии спецэффектов развиваются, картонные декорации с покадровой съемкой и зачаточной аниматроникой уходят в прошлое, уступая место CGI, который, взяв за руку технологию IMAX 3D, запросто может на пару часиков унести зрителя в вымышленный и вместе с тем невероятно правдоподобный на вид мир.  Вот почему установка достаточно давнего сюжета на новые рельсы с новыми актерами, с новой музыкой и, конечно, с новыми визуальными возможностями - это не ересь, а вполне себе естественный процесс и в адеале всё должно получиться просто на отлично.

Проблема в том, что всё вышесказанное хоть и логично, но в тоже время является идеалистичным настроем, тогда как в реальности... В реальности нашпигованный спецэффектами ремейк всё чаще и чаще становится в каждой бочке затычкой, то есть заполняет собой ту прокатную пустоту, где должен бы быть какой-нибудь оригинальный сюжет. Ну и, конечно, многие, слишком многие ремейки предпочитают идти самым простым путем и потому становятся мыльным пузырём, чья оболочка сверкает и блещет, а внутри - пустота =\ Сюжетные ходы упрощены, напряженность драмы сведена едва ли не к минимуму, зато компьютерная графика рвет и мечет, в попытках усидеть и на своём, и на чужом стуле, потому что никак иначе пыль в глаза не пустишь и пустоту не прикроешь.

К чему я? К тому, что несмотря на все старания Жозе Падальи, сценаристов и продюсеров или как раз по причине всех их телодвижений обновленный "РобоКоп" может претендовать разве что на одноразовый просмотр, но никак не на новую классику жанра. Что в новой истории не так? Давайте посмотрим...


Спецэффекты.

Конечно, никакого нового слова в этом направлении боевик не сказал, да и не было у съемочной группы средств для создания сделать чего-то революционного.



Обновленные линии конструкции самого РобоКопа и других киберов, соответствующие времени интеръеры и всевозможные окружающие людей технологии, часть из которых привычна уже сегодня. Вот, кажется, и всё. А учитывая ту критику, какая будет расписана ниже, графическую составляющую новой истории я, пожалуй, строго судить не буду.

PG-13

И вот это уже грустно, господа-товарищи... Вот в чем была одна из фишек фильма Верховена? Тот боевик был по-настоящему жёстким. А город Детройт хоть и был на первый взгляд мирным, но на самом деле находился в состоянии непрекращающейся и безжалостной войны уголовников всех мастей против горожан и полиции против всех возмутителей спокойствия. Кровь, боль, увечья и смерть были на той войне привычным делом.



Чего стоит хотя бы одна сцена с расстрелом Алекса Мерфи, в которой соединились в единое целое безумные глаза бандитов, их хохот, грохот выстрелов, крик боли Мерфи и его бессильные попытки уйти из-под огня. Многое в том эпизоде было показано едва ли не крупным планом, там была кровь, там был самый настоящий ужас и там была смерть, в одну минуту превратившаяся для офицера, отца и доброго семьянина из абстракции в хищную реальность, от которой и начался отсчет его нового кибернетического бытия. Было в "Робокопе" 1987 года и многое другое, а всё потому, что рейтинг 16+ позволял подать на экран должную картинку.



С чего я такой кровожадный? С того, что всему своё место, в том числе крови, жесткости и страданиям, за счет которых оригинальный фильм стал одним из самых реалистичных боевиков. А что мы имеем в ремейке?



Стрельбу, взрывы и... тщательно вычищенные, практически простерилизованные от любого намека на кровь кадры. Что-то похожее на раны показывают лишь пару раз, да и то, стараясь не заострять на этом внимания, как можно скорее отводят камеру в сторону или же монтажом перепрыгивают в следующий эпизод, ибо нельзя аудиторию до такой степени волновать =\

Всё это самым натуральным образом "убивает" нового "РобоКопа". В том месте, где фактор 16+ должен был бы создать мощное, врезающееся в память напряжение, там мягкий и чуткий PG-13 воплощает лишь пустоту... Точнее, нет. Что-то в кадре всё-таки происходит и это "что-то" подразумевается жутким и трагичным, но происходит оно так быстро и зачастую на таком удалении от камеры, что оставляет после себя только озадаченность и разочарование.



Фактически, вот эта сцена, где Алексу Мерфи показывают то немногое, что от него осталось, в немалой степени может проиллюстрировать весь фильм.

- Я не хочу видеть себя в таком виде. Никогда. Тоже касается и моей семьи. (с) Алекс Мерфи

ОК, Алекс, никто ничего не увидит, даем слово (с) съемочная группа :)

К слову, эта же сцена является одним из немногих хоть как-то берущих за душу моментов нового сюжета...

Драма.

Из человека делают машину, а потом распоряжаются им соответствующим образом, как будто он никогда и не был человеком. Всё потому, что заказчикам человек был и не нужен. Нужен был продукт, безукоризненно отрабатывающий свои функции. От продукта зависит порядок в городе, репутация производителя и, конечно, прибыль, в обильном количестве поступающая в карманы руководителей кампании.

Вот только из-под программного кода всё больше и больше проявляются воспоминания, а они в свою очередь возрождают в продукте казалось бы уже канувшего в лету человека, его кошмары, его волю и его чувства. Возродившийся в новом обличии человек с ужасом осознает, что произошло непоправимое и дверь в совсем недавнее прошлое, к родным и любимым закрыта для него навсегда.

Примерно так, если кратко, можно описать личную драму Алекса Мерфи образца 1987 года.



И одной из самых показательной в этом плане была тихая сцена на заброшенном сталелитейном заводе, когда с помощью привезенной Анной Льюис отвертки Робот-полицейский снимает щиток шлема и рассматривает своё лицо в осколке зеркала... Не нужно никаких прописанных по сценарию реплик, не нужно даже крови и смоделированных на компьютере обнаженных внутренних органов, только крупный план лица самого Мерфи, окаймленного металлом, и широко раскрытые глаза в которых спокойствие машины смешалось с тоской и немым вопросом... Есть ли у него право считать себя человеком? Смогут ли жена и сын увидеть в боевом роботе прежнего Мерфи или для их же блага ему лучше остаться прописанным в числе мертвых? И сможет ли только начавший себя осознавать человеческий разум так распорядится данным ему кибернетическим телом, чтобы... чтобы хотя бы выжить, окруженный множеством врагов и имея рядом только одного друга?

О-ди-но-че-ство во враждебном чуть менее, чем полностью мире, где даже бронированный полицейский робот в мгновении ока может оказаться на грани беспомощности - вот она, одна из центральных линий напряжения сюжета Верховена. А что с терзаниями Мерфи-Киннамана? Кхм... Кажется, сценаристы хотели угнаться за двумя зайцами сразу и в итоге не словили ни одного.

Общество в новом фильме уже не то, что было 80-х. На дворе прогрессивный и толерантный 21-ый век. СМИ, показавшее себя еще под прицелом камеры Верховена, стало еще более всепролазным и всеобъемлющим фактором воздействия на население. Ради семейного благополучия Мерфи офицер Анна Льюис становится авроамериканцем. РобоКоп по-прежнему остается чем-то невероятным, поразительным и революционным, но в тоже время относятся к нему не столько, как к роботу, сколько, как к ветерану-инвалиду, которому сделали радикальную операцию с заменой поврежденных частей тела на высокотехнологичные протезы для того, чтобы он несмотря ни на что мог вести сколь-нибудь полноценную жизнь.



Понятно, что эта часть задумки практически диаметральна противоположна настроениям в прежнем "РобоКопе", но дело даже не в этом... Едва начавшаяся виться ниточка резко обрывается, потому что... О, всемогущий гормон и нейромедиатор дофамин, оставив своей властью человека, ты способен лишить его всех эмоций и забрать у него память о родных!



Хм... Мда... Проще говоря, в одном из более-менее драматичных эпизодов нового фильма сценаристы быстренько-быстренько разбирают по кирпичикам то немногое, что успели построить, и тут же бросают вызов той самой драме, которую некогда расписал для Верховена Эдвард Нормайер.

Вот тут-то, наверное, и мог бы начаться брутальный боевик и серьезная драма о борьбе живого разума с программой, но... Возрастной рейтинг по-прежнему на месте, потому картинка вычищается чуть ли не до зеркального блеска, а ход событий, всеми силами пытающийся походить на заслуженного предка, получается лишь бледной ксерокопией.



В итоге имеем превращение крепкого и сурового боевика с четко-выраженной центральной драмой в подростковое комикс-муви с блестящей отполированной броней техникой и славным американским парнем, мужем и отцом Алексом Мерфи, преодолевающим ради любимой жены и малого сына все внешние и внутренние препоны и становящимся почти в буквальном смысле добрым рыцарем в сверкающей, лучезарной броне.



Становится ли творение Жозе Падильи на одну ступеньку с фильмом 1987 года? Определенно - нет. Интересен ли фильм настолько, чтобы пересматривать его снова и снова? Нет, а вот на одноразовый просмотр при условии некритичного настроя - вполне. И мне совсем не хочется гадать о том, что было бы, если бы продюсеры не отклоняли бы творческие идеи Жозе Падильи...

@темы: фильм, фантастика, рецензия, ремейк, драма, боевик