10:10 

Игра Эндера / Ender's Game (2013)

strannik_meg_zvezd


Наконец-то я добрался до этого фильма :) Экранизация бестселлера, получившего в своё время награды премий "Небьюла" и "Хьюго", высокобюджетная космическая фантастика, юный талант Эйса Баттерфилд и не нуждающийся в каких-либо представлениях ветеран кино Харрисон Форд. Что еще нужно для того, чтобы дождаться BD-релиза и устроить себе фантастический кино-вечер?



Будущее. 2153 год. Земля приходит в себя после инопланетного вторжения. Пол века назад раса Жукеров вторглась в наш мир и едва не уничтожила человечество. Захватчики уничтожили десятки миллионов и, в конце концов, были разбиты одним-единственным героем Майзером Рэкхемом, пожертвовавшим жизнью ради всех остальных.





С тех пор человечество пытается выжить и вместе с этим во что бы то ни стало предотвратить еще одно вторжение Жукеров. Именно для этой цели Космический флот начинает вербовку одаренных детей с нешаблонным мышлением. Воспитанные на военных видеоиграх, они должны пройти строгий отбор, выдержать череду тренировок и затем взять на себя управление ударной флотилией, атака которой раз и навсегда устранит угрозу Жукеров.




Но ни одно войско не пойдет вперед без командира, уникального, избранного судьбой человека, способного понять логику врага, предугадать его планы и мгновенно противопоставить им свои решения. В нашей истории таким командиром станет подросток Эндрю Виггин (Эндер). Во имя человечества ему предстоит выдержать все испытания сурового обучения и в решающем сражении превзойти подвиг легендарного Рэкхема.

По правде говоря, если забыть о лицах в кастинге и мировом признании книжного первоисточника, сам фильм можно легко посчитать очередной штамповкой. По крайней мере, при взгляде на анонс сюжета оптимизма практически не появляется. Нет, ну серьезно, что мы имеем?

Злые пришельцы в который уже раз напали на матушку-Землю?



Все надежды человечества зиждятся на очередном Избранном?



Секретное оружие Избранного - нестандартное мышление?



Это совсем не смешно, это - грустно, потому повторенная много раз нестандартность становится как раз таки стандартом т.е. штампом. Вот поэтому я в определенной мере согласен с видеообзорщиком Chuck Norisss



Возможно, что при всех плюсах книжного замысла, фильм просто опоздал с приходом на экраны. С другой стороны, бывает и так, что самые заезженные идеи начинают играть новыми красками, если в компанию к ним добавится что-то оригинальное и новое, заставляющее зрителей взглянуть на уже знакомую казалось бы картину под новым углом. Этого-то и пытался добиться режиссёр ранее выведший на большие экраны противоречивый спин-офф "Люди икс: Начало. Росомаха". Получилось ли что в итоге? И да, и нет...

Международный флот сделал ставку на развитие воинских талантов у одаренных детей. Воспитанные на военных видеоиграх они действуют интуитивно, дерзко, бесстрашно. (с) Эндер.

Идея на грани фола. Во все века старики, женщины и дети были в тылу, а на передовую выходили взрослые тренированные мужчины. Конечно, случался и хаос, когда всё мешалось в одну кучу. Бывали и вопиющие случаи, но лишь будущее вместе со стремительно развивающимися технологиями способно дать возможности для того, что описал Орсон Скотт Кард.

Какое детство может быть без игр? Без уличной беготни, настольных забав и невероятный компьютерных развлечений? Развившись из пиксельных аркад в потрясающие своей правдоподобностью 3D миры, они дают возможность побывать в ином, фантастическом мире. Стать на часок-другой великим волшебником, бесстрашным путешественником или воином, сила которого спасет многих, а потом вернуться в реальность. Никакого риска и минимум усилий! Всего-то и нужно, что сесть перед экраном, положить руки на клавиатуру и вовремя нажимать кнопки. А, если вдруг не повезет и управляемый кнопками герой проиграет - не страшно. В конце концов, любая игра - не более чем множество цветных пикселей на экране, да магнитные байты на поверхности жесткого диска.



Вот только для Эндера и остальных курсантов всё иначе. Вчерашнее развлечение стало суровой, каждодневной обязанностью. Стальной порядок, зубрежка и анализ бесконечной череды успешных и провальных тактик боя, Постоянный прессинг воспитания ненависти к тем, кого позже надо будет уничтожить без всякой жалости.







И всё это сваливается не на достигшего совершеннолетия юношу, а на мальчика, которому при иных обстоятельствах впору бы вовсю наслаждаться беззаботным детством. В этом первая трагедия Эндера и остальных детей, проходивших обучение и службу под началом полковника Граффа. И в этом немалая часть успеха книжного первоисточника.

Насколько всё это получилось воплотить в конечной версии сценария? Учитывая, что содержимое книги явно подгоняли под рамки высокобюджетного блокбастера с бодроразвивающимся сюжетом, вышло всё кратко, но всё же достаточно ёмко.









Эйса Баттерфилд создал на экране образ ребенка, отчаянно балансирующего между принуждением к безусловной агрессии и тем непозволительным во время войны добром, что делает человека человеком. На протяжении бОльшей части фильма Эндер напоминает канатоходца, шаг за шагом идущего по натянутому высоко над землей канату. Отклонение в любую в сторону фатально и лишь один-единственный, невидимый или кажущийся безумием для остальных путь, тоненькая ниточка призрачного шанса ведет к победе.

Вместе с настоящим пониманием, позволяющим победить врага, приходит любовь к нему (с) Эндер

Эта фраза с почти что библейским смыслом вполне может передать суть второй, возможно, главной трагедии мальчика, ставшего живым орудием для тех, кто жаждал возмездия.







Война с жукерами отличалась от всех прочих. Больше, чем столкновение территориальных интересов, культур или идеологий - столкновение двух видов между которыми положила пропасть сама эволюция.

Для большинства землян явившийся из тьмы космоса, словно бы из ниоткуда рой жукеров вполне мог представляться своего рода стихией загадочной, пугающей и конечно же враждебной. Военные и политики были ближе к истине. В их глазах единая масса инопланетного полчища распадалась на множество опаснейших хищников, каждый из которых должен быть уничтожен.

Или мы, или они, Эндер. Не было вариантов. (с) Майзер Рэкхем.

Простой, но действенный инстинкт, царствующий во всех живых организмах от простейших амеб до высших позвоночных. Этот же инстинкт с самых древних времен руководит и человеком, служа ему вернейшим средством в непростом деле выживания.

И ведь люди, действительно, выжили! Побороли природу, истребив множество видов, основали царства, империи и федерации, отправив при этом в небытие великое множество себе подобных, и, наконец, вышли в космос, преодолев силу притяжения. Безграничный простор и почти бесконечные возможности - отличный повод, чтобы начать новую страницу истории, став по-настоящему разумными существами.





Ход времени неумолим, из век в век оно упорно рождает гениев, людей завтрашнего дня, которые призваны служить проводниками человечества в будущее. Беда лишь в том, что большинство упрямо и слепо связывает подобному гению руки, принуждая его идти старой, известной и проверенной временем дорогой. В результате в один миг великое добро может обернуться ужасным злом, разрушением и смертью невинных существ и целых цивилизаций.









Гений становится убийцей, а толпа ликует. Впечатляюще, верно? Жёсткий сюжет сплетается с отличным, гуманистическим посылом и всё было бы замечательно, если бы дело создания сценария для стомиллионного блокбастера вновь не потребовало бы жертв.

Развязка получилась вполне драматичной и финальный твист был не забыт, но работавшему над сценарием Орсону Скотту Карду пришлось в очередной раз упрощать и искажать свою же историю, оставляя в стороне немало деталей, обстоятельств и связей. Из-за этого происходящее на экране часто может показаться непонятным и необоснованным. Почему именно так? Потому что вот так!

Что получается в итоге? Удалась ли экранизация? Боюсь, что нет. При всех стараниях Орсона Скотта, Эйсы Баттерфилда и фан-сервиса в лице Харрисона Форда на выходе получается стандартный фантастический блокбастер, который можно отметить разве что за отличный, проработанный визуальный ряд, да бледную тень той сути, что несет в себе книга. Обидно, но хорошо хоть так...

Могло ли получиться лучше? А фиг его знает =\ Возможно, по подобным сюжетам надо снимать не полнометражки, а высокобюджетные сериалы продолжительность которых даст место для драматического маневра и выражения всех авторских и режиссёрских посылов в той мере, в какой это нужно. А, может быть, просто "Игра Эндера" относится к тем историям, которые раскрыться в полной мере только на страницах книг?

@темы: фильм по книге, фильм, фантастика, сценарий, рецензия, режиссёр, драма, дети в кино, блокбастер, актёр

URL
Комментарии
2014-04-20 в 12:02 

Eigengrau
Parfait, c'est parfait!
Честно говоря, соглашусь с Вами.
От прекрасной книги в фильме только каркас, а всё наполнение, суть истории - выкинуто в угоду графике и экшену. Сейчас такое сплошь и рядом, но изговнякать "Игру Эндера"... :facepalm: Мало того, что в фильме всё черное - черное, а белое - белое, так на половину (если не больше) сюжетных веток попросту забили. Помню, как я вышла обескураженной из кинотеатра с одной мыслью: если бы не прочитала книгу, вообще бы ни черта не поняла! Почему война, был ли мальчик, что за драматичные подергивания насчет его сестры и очень странного брата? Книга давала ответы на все возникающие вопросы постепенно, так, чтобы они усваивались; фильм оставил всё без ответов и породил только недоумение и вопль: "Что это было?". Разочарование сплошное.
А Ваша рецензия вполне ничего))

     

Читатель, зритель, геймер.

главная