strannik_meg_zvezd


По сравнению с предыдущими фильмами "Элизиум" - просто манна небесная! :)

2154 год. Технический прогресс и классовое разделение пришло к одному из своих пиков. Земля перенаселена и истощена. Мегаполисы лежат в руинах, а там, где когда-то зеленела трава, теперь лишь пустыня, покрытая тысячами домишек тех, кто обречен до конца своих дней гнуть спину за гроши.


Управляют всем этим люди, которые почти в буквальном смысле живут в раю. Элита использовала все свои возможности, чтобы построить на орбите гигантскую жилую станцию - "Элизиум". Там царит чистота, властвует богатство и процветает здоровье, превращенное достижениями науки чуть ли не в бессмертие.



Кажется, у небожителей Элизиума есть всё, а у тех, кто руководит той системой - тем более! Но так уж устроены иные люди, что даже в раю они хотят бОльшего - власти.



Пока в рукотворном Эдеме набирает ход заговор против излишне мягкого президента, на Земле на одном из заводов по производству
роботов-охранников случается небольше ЧП. Временная неисправность и пустяк для всего конвейера, но катастрофа и смертный приговор для простого работяги Макса.



Облученный смертельной дозой радиации он не сможет прожить более пяти дней, если... если судьба не ему шанс в виде одной безумной и очень опасной, но в тоже время спасительной авантюры. А, может быть перед ним откроется и другой путь? Возможно, силы одного отчаянного человека смогут изменить мир и открыть вороты рукотворного рая для всех, кто нуждается в спасение из того ада, что царит на Земле?

"Район №9" вырос до размеров всей планеты, а его обитатели в поисках лучшей доли осаждают космическую станцию с олигархами на борту. Иными словами в новом фильме авторский почерк сценариста и режиссёра Нила Бломкампа обретает новые масштабы, сохраняя при этом почву под ногами. Именно поэтому перекочевавшие в "Элизиум" пейзажи и экшен-сцены пришлись как раз к месту и не выглядят чем-то инородным.

Положив своё предыдущее творение в фундамент новой истории, Бломкамп соединил небо и землю с помощью "Джонни Мнемоника", сделав его футуристическим Прометеем поневоле и в итоге... в итоге получилась совсем неплохая фантастика!

Сценарий написан так, что даже самые классические штампы воплощаются, оставляя место истории простого человека. В качесте примера можно посмотреть на один из ключевых моментов фильма - ЧП на заводском конвейере с последующим облучением. В комиксах и в куче других историй после хор-р-рошей такой дозы радиации любой человек, даже самый что ни на есть заморыш имеет шанс стать чем-то бОльшим, а потом использовать это, чтобы изменить себя и мир вокруг.

В тоже время получение лучевой болезни и многое из того, что за ней последует, выполнено не иначе, как разрыв шаблонов. Безжалостный и циничный мир жёстко поимел Макса, а потом выбросил, оставил на произвол судьбы. Еще бы, ведь для богоподобных оттюженных и глянцевых обитателей Элизиума рабочие - вовсе не люди, а расходный материал. И вся забота лишь в том, чтобы израсходованный и непригодный более к употреблению холоп не заляпал бы своим телом столешницу, куда его временно положит служебный робот.

Смертный приговор повис над головой, побуждая действовать, как угодно, из последних сил, чтобы спасти свою же жизнь, ненужную практически никому, кроме временного работодателя, да молодой женщины с которой его связывает давняя влюбленность.

Благодаря этому, кроме выбранного свыше героя в кадре вполне отчетливо виден и простой человек, вначале пострадавший ни за что, а затем осознанно отдавший себя во благо других.

Бломкамп постарался, но и продюсеры не стояли в стороне, добавив к общей картине несколько слишком уж знакомых приемов...

- Накручивание героической ауры вокруг главного героя т.е. Макса. Наверное, в современных фильмах, где бюджет превышает планку сотни миллионов долларов, без этого уже никак, но всё же... =\



В самом начале, когда на экране проходят кадры из детства Макса, мы видим как некая монашка говорит мальчику:

- Я знаю, что ты особенный. Однажды ты совершишь что-то важное. Ты был рожден для этого.

Слишком прямо, слишком пафосно. В одну минуту к простому парню из низов общества крепят ярлык героя, которому свыше назначена великая миссия. Хм... Мне кажется, или и без этих слов сидящему перед экраном человеку будет ясна роль Макса, как главного положительного персонажа истории? В конце концов, висящая в небесах станция "Элизиум" сама по себе может намекнуть на масштаб предстоящего действа. Зачем же тогда разжевывать? =\

Мало представить героя и провести его сквозь череду опасностей, надо еще обязательно дать понять зрителю, что надежда всего человечества не погибнет ни в первой передряге, ни во второй, ни в третьей!

- Сегодня я не умру.
- Сейчас мы не сдохнем.

И так далее. Подобные фразы расставлены не менее чем в трех или четырех точках сюжета. Наверное, Бломкамп и продюсеры считает, что такие фразы должны бодрить и вселять надежду на счастливый конец как Максу, так и тем, кто сидит перед экранами, но... Вот ей богу! Всё было бы органично прозвучи такая фраза всего один раз, вскоре после фатального облучения, потому что в остальных случаях остается только покачать головой и лишний раз поблагодарить Капитана Очевидность :) Да, спасибо, я догадываюсь, что главный герой не будет слит, то есть не погибнет раньше, чем совершит "что-то важное".

Напоследок остается заметить работу оператора, который частенько выбирал какие-то экзотические углы для съемки =\ Хотели как лучше, получилось как всегда. Это немного досадно, но в целом не важно, потому что... Потому что настало время внимательно посмотреть на концовку.

На первый взгляд в последних минутах фильма есть всё, что нужно - героизм и самопожертвование, здоровый пафос, поражение зла и торжество справедливости, однако...

Информация из головы Макса перезагружает и перенастраивает системы станции "Элизиум". С этого момента вместо ограниченной группы миллионеров и миллиардеров на станцию имеют право прибыть и получить всё желаемое и необходимое те тысячи, миллионы и миллиарды, кто был вынужден все эти годы бороться за выживание и лишнюю краюшку хлеба, с тоской глядя в небеса где поблескивал своей обшивкой недоступный и запретный высокотехнологичный райский сад.



Послушные новой программе роботы исполнят все возможные желания посетителей станции, невзирая на толщину их кошельков. Благодаря новому "Прометею" сокровищница небес отныне принадлежит всем. Это прекрасно, но... Боюсь, Боливар не выдержит такой напор, натиск, наплыв, набег и налет %)

Серьезно! Одна, пусть и немаленькая, космическая станция с парой-тройкой десятков шаттлов на эдак десять миллиардов бедняков? о_О Самое обидное, что задумка была очень даже хорошей, но... то ли не додумали, то ли просто решили сделать финал попроще.


Как бы то ни было "Элизиум" стоит просмотра. Автор сценария он же режиссёр, заявивший о себе через "Район №9", еще не растерял свой потенциал под нажимом великого и могучего Голливуда, а потому покупайте диски и качайте DVD/BluRayRip-ы ) Хорошая фантастика, бодрый боевик, а также Мэтт Дэймон и Джоди Фостер в образе космической бизнес-леди, заботливой матери и по совместительству жестокой злодейки ждут вас! :)

Предновогодний постскриптум. Скорее всего это последняя моя рецензия в 2013-ом году. Смотрины блокбастеров и боевиков под Новый Год - это не дело. Потому среди прочих дел последних дней года чертовой дюжины я выберу времечко, чтобы развернуть на экране
что-нибудь снежное и сказочное :) А там уже и "Огонек", и президент с курантами :D

С Наступающим и всех благ! :)

@темы: актриса, блокбастер, боевик, режиссёр, рецензия, фантастика, фильм