09:44 

Небо над Берлином / Der Himmel über Berlin (1987)

strannik_meg_zvezd


Мимо этого фильма я пройти просто не мог. Золотая пальмовая ветвь за лучшую режиссуру 40-го кинофестиваля в Каннах, премия Bafta, Сезар и еще несколько других, а также знаменитый лейтенант Коломбо, то есть тьфу, Питер Фальк в довольно-таки значимой роли второго плана :)

Берлин, город разделенный знаменитой стеной. Здесь рядом друг с другом соседствуют бетонные параллелепипеды новостроек и ветхие, почти до основания разрушенные постройки минувших лет. С одного из таких мест, со старой полуразрушенной колокольни смотрит на город ангел Дамиэль. Наверху, над ним небеса, место, где с начала времен и до конца дней покой, а под небесами толчея, суета и бесконечный людской гомон.




При ближайшем рассмотрении хаос толпы распадается и мы видим, что каждый человек живет своей жизнь.. Все чем-то заняты, чем-то озабочены, огорчены или наоборот обрадованы. Каждый думает о своем и всем по большому счету нет дел друг до друга.

Что могут ангелы в таком мире? Зачем они посланы сюда и чем занимаются, бодрствуя 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, всегда и вечно? Ангелы наблюдают. Их долг, кроме всего прочего, замечать вещи и моменты, которые вроде бы и не должны иметь никакого значения.

Человек, прогуливаясь по шоссе Лилиенталя, постепенно замедлил шаг и посмотрел через плечо в пустоту. В 44-ом почтовом отделении мужчина, решившийся свести счеты с жизнью, выбрал марки для своих прощальных посланий. На каждое письмо особую. Позднее на Марион-плац он разговорился с американским солдатом. Впервые после школы он бойко говорил по английски. В камере Плетцензея заключенный, перед тем как удариться головой об стену, произнес: "сейчас". В метро, на станции "Зоопарк" дежурный вместо того чтобы объявить название станции выкрикнул: "огненная земля". В Ривенгейме старик читал ребенку отрывки из "Одиссеи" и его маленький слушатель перестал моргать.

Мелочи, глупости и чепуха. Но, возможно, именно в них и кроется суть земного бытия. Возможно, именно такие мелочи вместе с земной любовью могут привлечь бесплотное создание из вечности в смертный мир.

Последние строчки могут составить впечатление о фильме, как о мелодраме с философским уклоном, но уверяю, что два с лишним часа экранного времени наполнены гораздо бОльшим содержанием.

Две трети экранного времени "Небо над Берлином" снято в монохроме, через специальный фильтр. Причина проста - по задумке Вима Виндерса ангелы воспринимают мир именно так. С человеческой точки зрения это огромный недостаток, зато черно-белая картина мира дает небесным посланцам возможность лучше сконцентрироваться на своём предназначении, не отвлекаясь на игру красок где бы то ни было.

Также этот прием совершает маленькое чудо, позволяя экранному миру жить в настоящем, не оставляя прошлое. Всё, что уже минуло, обветшало, потеряло краски и казалось бы ушло, никуда не уходит, а продолжает существовать где-то рядом невидимым призраком, тревожа души людей, чувствующих себя чужими и потерянными при новых временах.





Кроме всего этого монохромная съемка добавляет немалый градус в фирменной для арт-хаус жанра атмосфере уныния и печали. Обычные слова вроде "серые будни" и "бесцветная жизнь" становятся здесь вполне вещественными. Весь город накрыт пеленой этого смога, сотворенного не заводскими трубами, а человеческими мыслями. Кажется, что серая реальность в этом фильме - не только демонстрация ангельского восприятия, но и та картина, которую люди видят каждый день даже не будучи дальтониками.




Погруженные в суету, обремененные почти неподъемными проблемами и неисправимыми трагедиями человек смотрит на мир и не видит его. Какая разница как сверкает Солнце в луже, если задержали и без того нищенскую зарплату? Какое может быть дело до прыгающего на одной ножке ребенка, если уволили с работы и теперь-то уж точно нечем будет выплачивать кредит за квартиру? Да и зачем вообще замечать бессмысленные мелочи, если ты уже взрослый, серьезный человек?

Вот и получается, что люди сами закрываются и отстраняются от того мира, в котором живут, от того мира, который сам по себе может стать разве что самую малость хуже рая. Этот мир сотворен для людей и своим разнообразием, своими красками и чувствами может соблазнить ангелов с небес, но...

- Это не дети, это взрослые мужчины и женщины.
- Телом возможно, но не разумом. (с) Не из фильма

Взрослые дети живут на Земле. Взрослые дети создают общество, города и строят свои жизни, но при этом они забывают всё, что вокруг, всех, кто вокруг, и самих себя.



Когда ребенок был ребенком, он ходил опустив руки, он хотел, чтобы ручеек был рекой, река - бурным потоком, а эта лужа - морем. Когда ребенок был ребенком, он не знал, что он - ребенок. Всё его воодушевляло и все души сливались в единое целое.


Но единство потеряно и каждый человек по своему одинок. Глядя на это небесному ангелу ничего не остается как спуститься вниз к земному "ангелу" со сломанными крыльями.




После этого можно до бесконечности раздумывать, рассуждать или спорить о том, что именно было основной и главной причиной пришестия, падения Дамиэля в мир людей. Хотел ли он превратиться из бесстрастного наблюдателя истории в непосредственного участника больших и малых событий? Возможно, весь смысл был в желании почувствовать полноту жизни в её человеческом восприятии?

Мы даже не были зрителями. Мы слишком мало здесь бывали.
...
Я достаточно долго был в стороне, долго отсутствовал, долго был вне мира. Итак, вперёд, в историю, пусть даже для того, чтобы подержать яблоко в руке.
...
Смотреть сверху - совсем не то что смотреть на уровне глаз. Сначала я приму ванну, потом побреюсь у турецкого парикмахера и пусть он сделает мне массаж до самых кончиков пальцев. Потом куплю газету и прочитаю её всю - от заглавия до гороскопа.

Или главное здесь - смертная любовь к одинокой, потерявшей всё женщине? Если последнее, то фильм можно воспринять, как арт-хаус версию Город ангелов. В любом случае я не хочу думать над однозначным ответом и не советую никому смотреть на этот фильм только с одной из сторон.


История Дамиэля в фильме в принципе завершена, но... to be contunued. Тот же режиссёр, сценарист, возвращение уже знакомых персонажей, продолжение их путей и снова награды! Сиквел уже в очереди на просмотр, но только через некоторое время, потому что другие, более легкие и простые фильмы можно смотреть почти сразу, этаким конвейером, но "Небо над Берлином" и ему подобные требуют более тщательный подход и соответствующий настрой при просмотре.

@темы: фэнтази, фильм, сценарий, рецензия, религия, режиссер, премия, немецкое кино, мелодрама, история, драма, арт-хаус

URL
Комментарии
2013-11-28 в 14:18 

Пацка
If you're looking for the guilty, you need only look into a mirror
Давно примеривалась к этому фильму, но все никак - боюсь я арт-хауса. Что скажешь, не надо бояться?:)

2013-11-29 в 20:29 

strannik_meg_zvezd
Пацка
Арт-хаус в тебя верит, а потому бояться, действительно, не стоит :)

URL
2014-01-08 в 16:02 

Пацка
If you're looking for the guilty, you need only look into a mirror
strannik_meg_zvezd, решено, ставлю на закачку! В конце концов, одолела же я довольно легко почти всего фон Триера :).

     

Читатель, зритель, геймер.

главная