strannik_meg_zvezd



О бедном арт-хаусе замолвите слово. А слово такое - да, я смотрю фильмы этого жанра. Не часто т.к. они для меня что-то вроде специи к большому киноманскому блюду. Периодически я смотрю то, что прогремело в кинотеатрах т.е. многомиллионые блокбастеры. Смотрю драмы, мелодрамы, триллеры, детективы, фантастику, исторические фильмы и мистику (качественной и оригинальной - кот наплакал), а арт-хаус ценю, как своеобразное испытание для киномана. К таким фильмам надо подходить с соответствующим настроем и головой, готовой к размышлениям, подчас и достаточно тяжелым. Такие фильмы могут быть невероятно реалистичны даже с мизерным бюджетом, а могут и отрываться от реальности, улетая космос аллегорий, оригинальных художественных образов и своеобразного взгляда автора на мир и рассматриваемую в фильме проблему. Вот за всё это я арт-хаус люблю! :)

Утро. Простая, даже очень простая российская квартира.



Невостребованный писатель, учитель русского языка и литературы Афанасий (Афоня) просыпается, кое-как делает зарядку, готовит кашу-быстроварку, садится на диван и погружается в свою вторую жизнь - детектив-нуар.



Из под шариковой ручки выходит одна, вторая, третья строка и тут реальный мир заявляет о себе: соседка сверху так сильно тренируется с боксерской грушей, что у Афони трясется люстра, а сосед снизу развлекается включенной на полную громкость попсой.

Повоевав с соседями, Афоня возвращается домой, но творчество не идет. Минута-другая, дальше сидеть в квартире невозможно, надо идти на работу, чтобы в очередной раз попытаться вложить подрастающему поколению чувство прекрасного.

Как и всякий арт-хаус "Учитель года" - фильм под настроение. Нарочито подробный показ совершенно обычных бытовых действий, малое количество реплик в начале фильма настраивает на задумчивое созерцание и, конечно, классическая для арт-хаусного направления упадочность сюжета.

Впрочем, в конце фильм даст немного оптимизма и даже (!!) подарит зрителю happy end :)

Сюжет фильм по сути трехслоен. На глазах зрителя одна идея плавно переходит в другую, а та в третью.

1. Жизнь интеллигента-идеалиста в современном развращенном, пофигистском мире. Эту тему уже поднимали много раз и фильмах, и в книгах, но проблема остается.

И ладно, когда получаешь упреки от настоящих работяг, но противно, когда с тобой не считаются сумасшедшие, братаны-бандиты-деляги и простые прохожие, забывшие в свистопляске 90х и нулевых, что такое - интеллектуальный труд.

Афоня как будто лишний в этом мире, где люди разделились на тех, кто подмят, и тех, кто подминает. И сверху, и снизу нет ничего, кроме тотальной деградации, "ржавчины" общества. Хочется закричать, привлечь внимание людей к разрушениям внутри каждого из них, но... Никто не слышит. Никто не хочет слышать. Общество заперто в своеобразной Матрице свобод, равняющихся хаосу, и потребительства, равного безудержности.



Именно поэтому на конкурсе в одном магазине приз получает мужчина, прочитавший простенькое детское стихотворение, да и то, переиначив его экспромтом на бытовой лад. Гуманитарий Афанасий читает жёсткое, мрачное стихотворение Есенина и... в ответ лишь осуждение устроителей праздника.

Конечно, зачем портить веселье жестокой правдой? =\

2. Масштабы действия увеличиваются и вот уже перед нами не жизнь одного человека, а бурлящая политика целой страны!





Сразу видно, что авторы фильма не либералы :) А как иначе можно показать совсем недавние демонстрации белоленточников, походу акцентируя внимание на не самых адекватных людях из толпы, чтобы пояснить зрителям простую в общем-то вещь - общество деградирует, потому что тупая толпа выгодна. Разумный, образованный человек идет своей дорогой или же за тем, кто достоин и отвечает интересам. Почти обезличенная толпа идет за тем, кому достаточно поманить пальчиком, чтобы вызвать массовую истерию или безудержное веселье.

Повод не важен, важно, что масса людей под контролем. Важно, что в процессе определенные люди зарабатывают деньги и, конечно, идя вслепую за такими поводырями, народ еще больше отупляется, чтобы в следующий раз "кукловодам" было еще легче стронуть всех с места.

3. Резко уменьшаем масштаб. Забываем о политических перепитиях, выкидываем из головы соседей и понимаем, что всё это - мелочи, на которые можно закрыть глаза, если дома, в семье всё хорошо. Всё точно, как в песне:

Главней всего погода в доме, А всё другое суета, Есть я и ты, а всё, что кроме Легко уладить с помощью зонта. Есть я и ты, а всё, что кроме Легко уладить с помощью зонта. «Скопировано с сайта www.karaoke.ru»

Главней всего погода в доме
А все другое суета
Есть я и ты, а все, что кроме
Легко уладить с помощью зонта




Вот только семьи нет. Точнее, есть бывшая жена и сын-подросток, но они лишь гиря, существование которой постоянно напоминает о некогда сделанном неверном выборе. А неправильным тот выбор был потому, что будущее Афони решал не он сам, а его мать, продиктовавшая сыну на ком тот должен жениться. И не будет Афоне счастье до тех пор, пока он не станет самостоятельным от матери человеком.



По правде говоря, когда в сюжете всплывает тема матери главного героя, разрушенного брака и почти что похороненной мечты о настоящей любви, фильм превращается из арт-хауса в обычную драму, сохраняя лишь элементы авторского кино. Перед зрителем проходят несколько последних созерцательно-заковыристых эпизодов и... главный герой словно приходит в себя, да так, что весь написанный им нуар отправляется в мусорку, а карандаш расписывает новые страницы с романтикой, полной света и любви.




Открытие второго творческого дыхание здесь только предвестник полноценного happy end. И это - привод сценария к счастливому концу - спорный момент. Конечно, от этого изначально депрессивный фильм меняет полярность, наполняется оптимизмом и уверенностью в будущем. Вот только такая концовка не очень подходит арт-хаус жанру. Создается ощущение, что Сергей Мокрицкий не дожал или не захотел дожать сюжет до многозначного многоточия, оставляющего зрителя без ответов, но с вопросами. С другой стороны - за счет счастливого конца фильм приятно выделяется из общего ряда авторского жанра, приобретает определенную целостность и дает зрителю простенькую, даже банальную, но освежающую легкость :)

@темы: фильм, отечественное кино, мелодрама, драма, арт-хаус