strannik_meg_zvezd


Я - не католик, потому, когда я увидел название фильма, подумал о третьесортной штампованной мистике переходящей в треш, но анонс заинтриговал, да и любопытно было посмотреть на Хита Леджера и Питера Уэллера!




Алекса Бернье, экзорциста и одного из немногих оставшихся в живых представителей рода каролингов, отправляют в Рим для расследование одного очень странного убийства. Его сопровождает Томас, собрат Алекса по роду каролингов и коллега по экзорцизму. Вскоре, рядом с Алексом оказывается девушка Мара - его недавняя клиентка (или лучше сказать - пациентка) из которой он изгнал демонов.



В чем-то фильм может напомнить "Код Да Винчи" и "Ангелы и демоны", а также вполне может возникнуть ассоциация с мистическими драмами "Адвокат дьявола" и "Константин".

Главные персонажи бОльшую часть сюжета действуют по велению Церкви, но в то же время они всё больше и больше ощущают себя вне её. Последние из знаменитого, но еретического рода, они - наследники многих опасных знаний предков. И всё бы ничего, но часто знание - враг Веры и потому на Алекса идет давление сразу с двух сторон - знания заставляют сомневаться в справедливости и Церкви, и даже Бога, а сама Церковь не тратит времени на разговоры, могущие вернуть каролингов на путь Истины, но гневно хмурится



и всё больше дает понять, что они идут к ереси или уже стали еретиками т.е. изгнанниками, изгоями и даже проклятыми.

- Кто ты? Ты — человек?- Я плачу, смеюсь, бреюсь, сплю, я даже любил однажды давно… Я — человек, Алекс?
-…
- А ты — человек?- Я — священник…


С такими настроениями Алекс подходит к раскрытию тайны к существования в мире, среди остальных людей Пожирателя грехов. Нет, Пожиратель - не чудовище, по крайней мере, внешне. Простой человек, обретший знания того, как взять на себя грех любого человека, каким бы преступником он бы ни был. Пожиратель приходит к тем, кого не могут простить родные и близкие, кому отказывает в прощении Церковь и даже Бог. Пожиратель забирает на себя всё зло, что было в том человеке, и тем самым очищает его, позволяя обрести покой в раю.





Уильям Эден. Он был еще мальчиком, когда увидел смерть своего отца. Тот был простым рабочим на главной стройке католического мира - собор святого Петра. Строительные леса подвели, отец Уильяма упал с высоты и, конечно, погиб.




Тут бы ему по обряду отпустить грехи и пристойно похоронить, но... К тому времени отец Уильяма был отлучен от Церкви за кощунство (достаточное спорное, но по тем временам...), а, значит, не имел права на отпущение и умер без исповеди, отяжеленный бременем грехов.

- Строить храм Божий он годился, а в рай путь закрыт. В Иерусалиме мой брат отдал Церкви юность, а в соборе святого Петра - отдал кровь. Но перед смертью Церковь от него отвернулась и, когда его душа распростерлась между небесами и адом, другой отпустил ему грехи, другой дал ему покой.

С появлением в сюжете Уильяма главная идея фильма обретает четкость, а также появляется короткая, но немаловажная романтическая линия.



- Почему ты любишь подсолнухи?
- Мне всегда казалось, что подсолнухи - уродцы в прекрасном мире сотворенным Богом. Они напоминают мне кривые зубы вокруг зияющего рта. Но, решив сотворить подсолнухи заново, Бог понял, что они прекрасны. Они - гениальная ошибка.
- Вроде нас с тобой.


Честно говоря, не принимаю я эту ассоциацию, но параллель всё же ясна. Подсолнухи - те самые грешники, которых изгнали из общества, куда на край.

Вообще христианство - как православие, так и католичество - верит, что все люди созданы благими и могущими прожить жизнь без греха, остальное - дело самого человека, вопрос его решений, его собственной свободной воли. Но, судя по всему, сценарий фильма придерживается другой точки зрения. Грешники - гениальная ошибка Бога, люди, сотворенные немного ущербно, но всё равно достойные обрести покой и райскую вечность. Это - один из моментов, где фильм проходит буквально по краю между дозволенным размышлением и тем, что верующие называют богохульством.

Сам Пожиратель - несчастная жертва обстоятельств и черствости тех, кто по идее должен нести любовь и понимании в массы. Он - источник того, что можно назвать высшим милосердием, и в то же время - гордыня во плоти.



Пожиратель ненавидит Церковь. Зная все грехи людей (только тех, над кем был проведен обряд), он каждую ночь мучается от этого, но, проснувшись по утру, становится тверже камня (образно), потому что имеет ключи от рая. Кажется, даже, что за счет последнего он мнит себя, если не выше, то справедливее и милосерднее Бога. Человек, ставший выше всех ангелов по добродетели, а потом павший до состояния дьявола.

Последнее очень сочетается с тем, какие разговоры он ведет с Алексом, убеждая его в отречении от Церкви, чтобы начать жизнь простого человека со всеми причитающимися удовольствиями и земной любовью. Дьявол соблазняющий верующего.

И еще один, последний кивок в сторону католической Церкви и Ватикана в частности. Здесь создатели фильма наверняка вдохновлялись сюжетами о внутри-церковных заговорах, где священники высших санов рано или поздно открываются жаждущими власти манипуляторами.



- Я стану папой. Папой воином. Главой Церкви, которая вернет собственность, святость и власть!


Концовка. Мне кажется она точно такая, какой должна быть. Там, где надо, торжествует справедливость, а в остальном зрителям подается интересная рокировка, создающая окончательный драматический образ главного героя и... многоточие, потому что история человечества, история греха и добродетели продолжается.

Напоследок несколько моментов на которые хочется обратить внимание:

- Фильм проседает по части показа сцен ритуалов экзорцизма. В одних сюжетах изгнание демонов дается персонажам с огромным трудом и риском для жизни, но здесь перед зрителем наследники мистического рода, потомственные борцы со злом и всё же... Деревянный крест, одна единственная, повторяющая по циклу фраза и через секунд десять-двадцать бесы капут =\

- Второй минус - это образ Пожирателя. По сюжету говориться, что поглощенные от других людей кошмары мучают его, но только ночью. Проблема в том, что днем он очень уверенный и спокойный человек. Уильям родился аж в 15-ом веке и за это время, под прессом почти что адских кошмаров он сумел сохранить волю, умение держать себя в руках? Не верю! Пусть даже днем у него передышка, всё равно. За эти веки он должен был стать психопатом, потерявшим рассудок чуть менее, чем полностью. Минус объясняется только тем, что образ Уильяма-Пожирателя подтягивают к образу дьявола т.е. разума, который сошел с ума, но вполне может выглядеть спокойно, говорить убедительно и так далее.

- Спецэффекты.





Я не могу назвать компьютерную графику фильма шикарной, но мне кажется, что именно такое оформление кадров сцены с поглощением грехов придает фильму дополнительный стиль. К тому же хе-хе, теперь я знаю, чем вдохновлялся режиссёр "Призрачный гонщик", когда создавал на экране мелькающие в огненном хаосе картинки злодеяний :) Плагиат-с!

Если кратко, то всем, кто любит мистические драмы и сюжеты а-ля Дэн Браун - фильм смотреть обязательно!

@темы: актёр, драма, история, мелодрама, мистика, рецензия, фильм