strannik_meg_zvezd


Фильм с достаточно провокационным названием, но очень душевным и красивым сюжетом.



Конь Черныш скачет вдоль линии горизонта, а голос мальчика Жиля рассказывает, что в возрасте пяти лет он покончил с собой, выстрелив в висок. А до этого он был в нервной (по сути психиатрической) лечебнице "Ромашка". До "Ромашки" он учился в школе, дружил с девочкой Джессикой и как-то раз они вместе с ней сделали невероятную вещь из-за которой его и поместили в клинику.
Что же именно произошло? Почему это произошло? Неужели жизнь вокруг была такой невыносимой и душной, что маленькому мальчику не оставалось выбора?

Фильм о детстве во всей его импульсивности, неудержимости и энергии. Фильм о проблемах воспитания и вообще взаимопонимания взрослых и детей. Фильм о первой любви и о душе, которая не нашла себе место в этом мире.

Подача сюжета с какой-то стороны даже чуточку детективная. Ведь по ходу действия зритель будет смотреть не просто историю жизни или какого-то случая из неё, зритель должен понять что же такое пережил мальчик, чтоб в таком малом возрасте убил себя.

На экране проходит его жизнь в нервной клинике. Взрослые люди всеми силами пытаются сделать Жиля и остальных маленьких пациентов такими же, как все те, кто живёт во внешнем мире. Взрослые твердят, что нужно жить по правилам и наказывают, если их подопечные эти правила нарушают.

Всё вроде бы правильно, ведь без правил жить, действительно, нельзя. Только вот беда в том, что в клинике по сути не лечат, а просто заставляют стать такими, как надо. Врачи на экране, не особенно вдаваясь в особенности каждого из подопечных, просто втискивают их психику в заранее очерченные границы.

Отличается от остальных взрослых только один врач - Эдуард. Он как будто мостик, переходник между мирами. Пока его коллеги работают с детьми по установленными правилам, Эдуард идёт на риск, пытаясь понять каждого ребенка. Наградой ему потом послужит улыбка Жиля

и прогресс в деле еще нескольких мальчишек. Дети рады, а вот взрослые нахмурились. И Эдуард получает выговор за свой необычный, внесистемный подход. Выговор, с угрозой увольнения =\

В этом моменте "Когда мне было 5 лет..." мне напоминает другой, совсем недавно смотренный фильм "Странная дружба" и, может быть, немного "Общество мертвых поэтов". Во всех этих сюжетах подход к воспитанию, образованию, а тут еще и лечению детей оставляет желать лучшего. И так же, как в "Странная дружба", мне кажется, что ругать тех воспитателей, учителей и врачей нет смысла. Они не виноваты, просто в то время господствовали такие методики и всё.

От больницы переходим к школе. Видим вроде бы свободное и счастливое детство маленького мальчика.


Тут уже (ведь по хронологии дело происходит до клиники) заметны черты характера Жиля, которые так досаждают взрослым. Мальчик - просто сосредоточение энергии. Надави на него, сделай что-то против него и в ответ получишь ураган :)) Здесь Жиль очень и очень напоминает мне одного родственника. Ух и давал мальчишка жару N лет назад >_< "Не хочу так, хочу вот так", "Мне плевать!!!111ААА" и шарах-бабах какой-нибудь предмет :D



(кадры не из школьного, а больничного времени сюжета, но всё же очень показательные)
Можно видеть в этом хулиганство или испорченность, но на самом деле это - просто защита, эмоциональный щит, выставленный перед носом взрослых, чтобы не допустить их до хрупкого мира, который прячется в каждой душе и особенно детской. Жиль замкнут, но только от взрослых, которые его не понимают и не хотят понимать; для своих сверстником он вполне общительных приятель. Его знакомство с Джессикой - это встреча двух огоньков энергии.

В сущности, Жиль и Джессика как будто бы принадлежат одному миру (миру детства и наивности), а взрослые и их правила - другому, чужому и тяжелому, как свинец.

Детская дружба перерастает в привязанность и Жиль стоит под окном Джессики, когда вокруг льет дождь. Этот момент как будто бы из юношеской истории о любви, когда парень, подгоняемый гормонами, приходит к возлюбленной и готов ждать вечность лишь бы увидеть её хотя бы на секундочку одним глазком. Но в случае юноши и девушки всё хоть и поэтично, но всё же прозаично, тут же еще нет никаких гормонов только тяга одной души к другой помноженная на детское упрямство.



Совсем скоро фильм переходит к самому главному. Жиль и Джессика сидят в машине.


Конечно, они никуда не едут. Просто мальчик играет в мужчину, увозящего свою любимую на край света, точнее, в Париж, такой далекий, притягательный и волшебный. Тем временем Джессика открывает ему душу, рассказывает как недавно умер её отец и что при этом случилось.

Этот момент советую смотреть и главное слушать очень внимательно! Здесь одна из ключевых смысловых точек фильма, а, может быть, и самая главная из них.

Девочка пережила смерть близкого человека, смерть родного отца.

Взрослые-то иной раз не понимают этого и воздевают к небу руки, спрашивая: "как же это так?" Но взрослые хотя бы в общих чертах представляют себе что такое смерть. Кто религиозен думает о вознесении души на небеса или куда там по конкретной вере полагается. Материалисты краешком мозга вспоминают физиологию - остановка сердца, тромб в каком-нибудь сосуде или еще что. А ребенок? Вот был рядом взрослый и родной человек. С ним можно было поговорить и он бы понял больше, чем остальные, но что-то происходит и этот человек больше не скажет ни одного слова, вообще, никогда...

Взрослые, какие были в тот момент при Джессике, отделались лишь фразой "ребенку не понять" и в ответ порывистая детская личность идёт на крайность - сжигает в мусорном баке свою куклу. В тот момент это не просто кукла, это - символ детства. Фактически, Джессика хочет чуть ли не выпрыгнуть из себя, из своего детского состояния, которое неодолимой и непонятной преградой отделяет её от понимания того, что произошло с ее отцом! Переход из детского состояния во взрослое ей неприятен, незнаком, но нужен, чтобы избавиться от тоски, чтобы убрать боль...

- Надоели мне эти детские игры! Я не хочу больше быть ребенком! Не хочу!

Потому фильм переходит в самому главному - тому случаю, который стал причиной отправки Жиля в больницу.

- Я хочу проделать то секретное волшебство, чтобы больше не быть детьми
Мальчик и девочка раздеваются перед друг другом, а потом мать Джессики застает их вместе в постели. В момент раздевания камера, по понятным причинам, показывает только плечи детей. Сразу после этого сцена сменяется и в суматохе два детских тельца можно разглядеть лишь мельком. Ко всему прочему сцена снята в атмосфере полумрака. Всё это - вполне естественные приёмы, потому что момент, как по видеоряду, так и по смыслу на грани фола.

А теперь я хочу взглянуть на эту сцену с нескольких точек зрения!

- Если почикать в голове монтажными ножницами, то шок матери вполне понятен. Если бы я зашел в комнату и увидел подобную сцену, тоже бы поднял ураган =\
Тут и стереотипы сказываются, да и вообще - это не нормально и повод для разговора по душам со своим ребенком.
А стереотип простой. Двое обнаженных + постель = ...
Вот только я искренне сомневаюсь в том, что могло бы быть вписано на место точек, как если бы Жиль и Джессика были бы на N лет старше :) Вспоминаем медицину и понимаем, что в том возрасте ничего еще не работает)

Ко всему прочему, почти наверняка, Жиль и Джессика понятия не имели что же такое делают эти взрослые вдвоем в постелях. Вроде бы раздеваются и... А дальше неизвестность.
Замечу, что время по сюжету - не нынешнее, когда дети могут узнать об этом довольно таки с раннего возраста. Родительские, не спрятанные в надежное место, DVD, интернет и прочее, и прочее. Во времена Жиля и Джессики столько всего на детей не сваливалось.
- Самое главное, что значит эта сцена. Заметьте, как её воспринимает Жиль - "секретное волшебство". Там, где взрослый человек видит физиологию или даже прямой разврат, ребенок видит непонятное, тайное, но, судя по всему, могучее волшебство. Там, где взрослый человек видит способ зачать ребенка или просто получить удовольствие, ребенок видит лишь способ уйти от боли и стать сильнее.


Хороший вопрос - почему родители сами по себе или по подсказке специалистов не попытались тихо, душевно поговорить с Жилем и Джессикой о том, что произошло и почему? С другой стороны, как мне думается, ни Жиль, ни Джессика ничего бы не ответили. Вопросы взрослых - это вопросы иного мира. Этот мир мог когда-то пойти на контакт, но упустил шанс и теперь детская психика лишь защищается, в том числе игнорируя вопросы.

Пройдя все события, фильм выходит на концовку. Жиля отпускают из клиники, но Джессика уже далеко, родители увезли её в частную школу и надежд на встречу нет. Какое-то время Жиль тихо-мирно живёт дома, а потом... его увозит к горизонту конь Черныш...)





shot0314shot0310shot0311shot0313shot0315
Смерть? Да, конечно, но... Как оформлено! Это не похоже на привычное для суицида опускание рук и разрушительное желание, чтобы собственного "Я" не существовало. Это волшебное путешествие мальчика из мира, где его никто не понял, в другой, чудесный мир, где всё будет замечательно :)

Пара слов об главном актёре - Дмитрий Ружёль уже в таком малом возрасте просто шикарен! Смотрю КиноПоиск и жалею, что после этого фильма в его каръере не было ничего мощного. У Саломе Лелуш (Джессика) послужной список поменьше, чем у Дмитрия, но зато цифры рейтингов поболее.

Кстати, у фильма отличная музыка) Вообщем, поклонникам французского кино очень советую!

@темы: французское кино, фильм, рецензия, мелодрама, драма, дети в кино, актриса, актёр